Вербин, О. Г. Сборник статей по истории города и края : город Полярный ЗАТО Александровск / О. Г. Вербин, гл. хранитель музея ; Муницип. бюджет. учреждение культуры ЗАТО Александровск Гор. ист.-краевед. музей г. Полярный. - Полярный : [б. и.], 2015. - 185, [1] с.
Александровск и Флотилия Северного Ледовитого океана 101 многие военные специалисты выражали сомнения в целесообразно сти их использования. Интересно, что через Архангельск на Балтику были переправлены 4 английские подводные лодки типа «С» водоизме щением 320 т. Они вышли из Англии 20 июля 1916 г., 8 августа на бук сире дошли до Архангельска, где были поставлены на плоскодонные баржи, которые в сентябре по системе рек добрались до Петрограда. В марте МГШ предложил перевести ПЛ «Дельфин» в Архангельск, и в «тихое летнее время перевести ее вместе с ПЛ «№ 1» в Алексан дровск. С Дальнего Востока на Север «Дельфин» перевозили по же лезной дороге, в Котласе ее погрузили на баржу и по рекам привели в Архангельск. Во время отправки механизмов подлодки с Дальнего Востока была допущена оплошность: крышка люка «Дельфина» и его внешние вен тиляционные трубы по ошибке были направлены в Петроград. При шлось ждать, когда эти детали будут доставлены в Архангельск. Не дожидаясь этого, 22 июня пароход «Сума» с «Дельфином» на буксире вышел в Александровск. Караван судов вел ледокол «Вайгач». Еще 30 июля приказом морского министра «Дельфин» включи ли в состав дивизиона подводных лодок особого назначения. К это му времени ПЛ «№2», лежащая на камнях у Иоканьги, окончатель но признали в безнадежном к спасению состоянии и исключили из списков флота. Помимо «Дельфина», в Александровске находилась и ПЛ «№ 1». В сентябре командир дивизиона И. Ризнич доложил, что «Дельфин» может успешно использоваться на Севере, однако «для плавания лодок необходима по местным условиям плавбаза, коей в дивизионе нет и без которой выход в море на мало-мальски про должительный срок очень утомителен, особенно для лодки «№ 1». Тем временем 16 сентября произошел шторм, в результате чего у «Дельфина» были повреждены ограждения носовых и средних го ризонтальных рулей. Их ремонт занял несколько дней, так как для работы в носовой цистерне лодку приходилось «осушать» на мелко водье во время отливов. Сбором механизмов «Дельфина» занимались служащие плавма- стерской «Ксения». Работы на «Ксении» выполнялись очень медленно,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz