Вербин, О. Г. Сборник статей по истории города и края : город Полярный ЗАТО Александровск / О. Г. Вербин, гл. хранитель музея ; Муницип. бюджет. учреждение культуры ЗАТО Александровск Гор. ист.-краевед. музей г. Полярный. - Полярный : [б. и.], 2015. - 185, [1] с.

Александровск и Флотилия Северного Ледовитого океана 99 Главной задачей Флотилии была проводка торговых судов к пор­ там разгрузки и защита их в местах сосредоточения от нападения легких, вспомогательных крейсеров и подводных лодок противни­ ка. В зону ответственности ее входило Баренцево море от границы с Норвегией до Карских ворот и Белое море. Зона была разделена на три района: 1) Мурманское побережье от государственной границы до м. Свя­ той Нос (охрана возлагалась на суда операционной базы); 2) северная часть и Горло Белого моря (охрана возлагалась на суда маневренной базы); 3) южная часть Белого моря от линии м. Святой Нос — м. Канин Нос до линии о-в Сосновка — м. Инцы (охрана возлагалась на суда тыловой базы). Дислокация военных кораблей менялась в зависимости от времени года. Летом и осенью, когда торговые суда шли в Архангельск, боль­ шинство кораблей базировалось в заливе Иоканьга, зимой — в Коль­ ском заливе, так как зимой большинство судов разгружалось там. Создавалась ФСЛо тяжело. Корабли приходили в основном с Ти­ хого океана. После долгого перехода практически все из них нужда­ лись в основательном ремонте, а серьезная ремонтная база на Севе­ ре отсутствовала. В конце 1916 г. Флотилия включала в себя: крейсер («Варяг»), 2 эсминца («Грозовой» и «Властный»), минный заградитель («Уссури»), 2 подлодки («Дельфин» и «№ 1»), 23 тральщика, 2 транс­ порта, 7 посыльных и 7 гидрографических судов, 5 портовых судов, морской ледокол («Святогор», строился в Англии). Кроме того, на Севере базировались британские корабли: линкор «Альбермаль», старые крейсера «Ифигения» и «Интрепид», три подводные лодки, 8 тральщиков. Прибыл на Север и французский вспомогательный крейсер «Шампань» (он пришел 21 марта и встал на рейде Семенов­ ского порта). Немцы летом 1916 г., зная, что все большее количество воен­ ных грузов поступает в Россию северным морским путем, направи­ ли в воды Баренцева и Белого морей свои подводные лодки — так называемые «у-боты». Немцы оборудовали для своих лодок базы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz