Вербин, О. Г. Из истории Полярного : избранные очерки / О. Г. Вербин ; Гор. ист.-краевед. музей, г. Полярный. – 2-е изд., испр. и доп. - Мурманск : Опимах, 2019. – 266, [1] с.: ил.

еще в 1737 г. и построил несколько военных кораблей для рус­ ского флота, среди которых были и корабли Северной эскад­ ры адмирала П. Бредаля («Леферм», «Благополучие», «Фри- демакер», «Аполлон»), перешедшие в 1740-х гг. из Белого моря на Балтику. Джиме составил чертежи, которые были одобрены на засе­ дании 2 июня 1764 г. Строились три корабля из лиственни­ цы12:один длиной 91 фут (около 27,7 м), два других —72 фута (около 21,9 м.).13 Коллегия решила отправить для постройки этих судов самого Джимса, а чертежи послали в Архангельск заранее, чтобы в наикратчайшие сроки были приготовлены леса для закладки кораблей.14 18 июня мастер уже был на мес­ те, и через три дня корабли были заложены.15 Одновременно, в июне 1764 г., к Шпицбергену отправилась группа судов с запасами продовольствия, бревнами для изб и т. п. На берегу бухты Клокбай, где вели свой китобойный про­ мысел голландцы, приказывалось построить становище со складами. Оно должно было служить базой экспедиции для пополнения запасов и возможной зимовки. Базу поручалось устроить капитан-лейтенанту Михаилу Степановичу Немти- нову, который, разумеется, тоже имел опыт северного мореп­ лавания, так как в прошлом году привел из Кронштадта в Ар­ хангельск пинк (плоскодонное двух- или трёхмачтовое парус­ ное судно) «Слон».16 Для путешествия на Шпицберген при­ казывалось укрепить корпуса судов: от ватерлинии до киля они обшивались дюймовыми сосновыми досками, а выше ва­ терлинии —трехдюймовыми; форштевни обивались желез­ ными полосами17. 12 РГА ВМФ ф. 913, on. 1, д. 92, л. 3 13 РГА ВМФ ф. 913, on. 1, д. 91, л. 41. 14Чичагов П. В. Записки. М.: Редакция альманаха «Российский архив», 2002. С. 96. 15 РГА ВМФ ф. 913, on. 1, д. 91, л. 41. 16Чичагов П. В. Записки. М.: Редакция альманаха «Российский архив», 2002. Сноска к с. 96. 17 РГА ВМФ ф. 913, on. 1, д. 90, л. 3 об.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz