Вербин, О. Г. Из истории Полярного : избранные очерки / О. Г. Вербин ; Гор. ист.-краевед. музей, г. Полярный. – 2-е изд., испр. и доп. - Мурманск : Опимах, 2019. – 266, [1] с.: ил.
жившие в российском флоте71. Однако недоразумение было исчерпано, Льюис продолжал служить на пользу России. В 1762 г. он был назначен членом морской комиссии, награж ден орденом Святого Александра Невского. В 1764 г. он ушел в отставку, и в 1769 г. скончался72. Вопрос о походе кораблей Северной эскадры из Архангель ска в Балтийское море и зимовке их в Екатерининской гавани в 1741-1743 гг. представляет немалый интерес как для мест ной, так и для общероссийской истории. Упоминания об этом факте встречаются во многих краеведческих исследованиях, однако достаточно глубоких работ на эту тему пока не имеет ся. Между тем это событие стало знаковым для развития во енной навигации у берегов Мурмана. Именно в связи с пере ходом Северной эскадры на русскую карту впервые подробно наносится Кольский залив, впервые Мурманский берег стал использоваться для базирования военных кораблей и был осознан как стратегически важный район для военно-морских сил России, впервые в известных документах появляется на именование Екатерининской гавани. Попытки пройти достаточно внушительной эскадрой из Архангельска—Екатерининской гавани до Балтики оказались неудачными. Не хватало знаний и умений плаваний группи ровок военных кораблей в высоких широтах, корабли были недостаточно подготовлены для столь сложной операции. Однако русское правительство не отказалось от использова ния военных судов у берегов Мурмана. Архангельские эскад ры, правда, меньшего, чем Северная эскадра масштаба, пере ходили на Балтику вплоть до середины XIX в. 2007 71Ляпишев Г. Всех флагманов - в Лефортово. / / Родина. 2003. № 5-6. Словарь биографический морской. СПб.: Logos. 2000.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz