Вербин, О. Г. Из истории Полярного : избранные очерки / О. Г. Вербин ; Гор. ист.-краевед. музей, г. Полярный. – 2-е изд., испр. и доп. - Мурманск : Опимах, 2019. – 266, [1] с.: ил.

жившие в российском флоте71. Однако недоразумение было исчерпано, Льюис продолжал служить на пользу России. В 1762 г. он был назначен членом морской комиссии, награж­ ден орденом Святого Александра Невского. В 1764 г. он ушел в отставку, и в 1769 г. скончался72. Вопрос о походе кораблей Северной эскадры из Архангель­ ска в Балтийское море и зимовке их в Екатерининской гавани в 1741-1743 гг. представляет немалый интерес как для мест­ ной, так и для общероссийской истории. Упоминания об этом факте встречаются во многих краеведческих исследованиях, однако достаточно глубоких работ на эту тему пока не имеет­ ся. Между тем это событие стало знаковым для развития во­ енной навигации у берегов Мурмана. Именно в связи с пере­ ходом Северной эскадры на русскую карту впервые подробно наносится Кольский залив, впервые Мурманский берег стал использоваться для базирования военных кораблей и был осознан как стратегически важный район для военно-морских сил России, впервые в известных документах появляется на­ именование Екатерининской гавани. Попытки пройти достаточно внушительной эскадрой из Архангельска—Екатерининской гавани до Балтики оказались неудачными. Не хватало знаний и умений плаваний группи­ ровок военных кораблей в высоких широтах, корабли были недостаточно подготовлены для столь сложной операции. Однако русское правительство не отказалось от использова­ ния военных судов у берегов Мурмана. Архангельские эскад­ ры, правда, меньшего, чем Северная эскадра масштаба, пере­ ходили на Балтику вплоть до середины XIX в. 2007 71Ляпишев Г. Всех флагманов - в Лефортово. / / Родина. 2003. № 5-6. Словарь биографический морской. СПб.: Logos. 2000.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz