Вербин, О. Г. Из истории Полярного : избранные очерки / О. Г. Вербин ; Гор. ист.-краевед. музей, г. Полярный. – 2-е изд., испр. и доп. - Мурманск : Опимах, 2019. – 266, [1] с.: ил.

от 8 февраля 1742 г. он назначается командующим Северной эскадрой44. План операции был следующий. Когда очистится ото льда Белое море, мурманские корабли Льюиса выходят из Екате­ рининской гавани и отправляются к Архангельску. Там они должны будут прикрывать от возможных нападений неприя­ теля загружавшиеся за баром корабли. Строения в Катерин- гавани поручались кольскому воеводе, чтобы «впредь, когда нужда востребует, во всей целости были». Если кораблям Льюиса надо пополнить запасы, то в Белом море к ним по­ дойдут загруженные провизией флейты45. (Необходимо от­ метить, что все названия поморских судов —флейты, пинки, гукоры и др. —появились во времена Петра Великого, кото­ рый запретил поморам под страхом каторги именовать кораб­ ли старыми названиями (шняками, кочами, кочмарами и т. п.), а все корабли старых образцов велел уничтожить.) Если даже к походу не будут готовы два строящихся в Ар­ хангельске 66-пушечных корабля, то их предписывалось не ждать, а идти с готовыми к походу кораблями в Балтийское море. Там их будет ждать специальное судно со сведениями о шведском флоте46. По дороге приказывалось также расспра­ шивать купцов о состоянии и местонахождении шведских ко­ раблей. Если добраться до Балтики Бредаль не сможет, ему поручалось вернуться в Екатерининскую гавань, или зимовать в Норвегии, «где способные гавани найти сможете», что дове­ рялось Петру Петровичу «яко искусному флагману в рассуж­ дение» (вероятно, учитывалось и то, что он был родом из Нор­ вегии). Если же специального судна со сведениями о швед­ ском флоте Бредаль не обнаружит, то должен идти в Копенга­ ген, к союзной России стране (правда, Дания тогда была очень 44 РГАВМФ. ф. 212, оп. 11, д. 797, л. 30. 45 РГАВМФ. ф. 223, on. 1, д. 16, л. 137. 46 РГАВМФ. ф. 223, on. 1, д. 16, л. 139.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz