Вербин, О. Г. Из истории Полярного : избранные очерки / О. Г. Вербин ; Гор. ист.-краевед. музей, г. Полярный. – 2-е изд., испр. и доп. - Мурманск : Опимах, 2019. – 266, [1] с.: ил.
Относительно архангельской флотилии у российских вла стей был следующий план. Корабли эти должны были совер шить путешествие вдоль Скандинавии в Балтийское море. Вступать в бой со шведами разрешалось лишь в том случае, если шведская эскадра будет не более шести кораблей, во всех других случаях приказывалось отступать в норвежские пор ты или в Екатерининскую гавань12. На Балтике корабли ар хангельской эскадры должны были принять участие в пере возках русских войск в шведские владения, а также обеспечи вать их провиантом и военными грузами. Но при парусном вооружении судов и неблагоприятных погодных условиях эта задача осложнялась следующими об стоятельствами. Как известно, Белое море зимой замерзает, и чтобы выйти из него, надо было ждать июня. Кроме того, выход из Архан гельска затруднялся мелководной акваторией порта. Крупные морские корабли сначала надо было вывести за так называе мый бар (песчаную наносную отмель в устье Северной Дви ны) и уже только после этого перевозить на них при помощи мелких судов грузы: пушки, ядра, порох, провиант и др. Все это занимало много времени, особенно если учесть, что выйти в плавание должна была целая эскадра, получившая название Северной. Поэтому было решено вывести из Белого моря за одну на вигациюнесколько кораблей, поставить их на зимовку на Мур манском берегу, а во вторую навигацию вывести в Баренцево море остальные корабли, объединить их с мурманскими и только тогда держать путь на Балтику. До обострения отно шений сошведами российские суда неоднократно одиночным порядком успешно совершали путешествия из Архангельска 12 Архангельские эскадры / / Военная энциклопедия / под ред. В. О. Новикого. —M: Типография т-ва И. Д. Сытина, 1911: Репринт. И зд. М: Московский издательский дом, 2000. - Т. 3. - С. 169.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz