Вербин, О. Г. Из истории Полярного : избранные очерки / О. Г. Вербин ; Гор. ист.-краевед. музей, г. Полярный. – 2-е изд., испр. и доп. - Мурманск : Опимах, 2019. – 266, [1] с.: ил.
В 01:25 ТКА-209 в сопровождении ТКА-210 и ТКА-222 отошел от пирса в Пумманках и направился для капитально го ремонта в базу в губе Долгой. Командиром звена катеров был капитан 3 ранга Сергей Григорьевич Коршунович. В 03:15, на траверзе мыса Цып-Наволок произошел взрыв кормовых бензоцистерн ТКА-209. Опять обратимся к донесе ниюА. Кисова: «Вырвана палуба в районе бензоотсека и сорва на переборка в машине. Огнем охватило машину, бензоотсек и ахтерпик». Возможно, сорванная переборка в машинном отделении и не дала возможности выйти на палубу механи ку отряда торпедных катеров мичману Д. Д. Капралову и юнге А. Н. Ковалеву. Оба они погибли. Кисов скупо отмечает: «Во время взрыва ТКА 209 погибли механик ОТКА и юнга мото рист»19. Огонь распространился по кораблю, спасти его было невоз можно. Подошедший ТКА-222 снял экипаж с тонущего кате ра. Через несколько минут тот пошел ко дну. Причина взрыва поначалу была загадкой для советских моряков. Но в боевом донесении Кисов выдвинул версию, что взрыв произошел от оставшихся в бензобаках фосфорных пуль. К аналогичному выводу пришел и комбриг: «Причиной взрыва предположительно нужно считать - оголение осколка фосфорного снаряда, попавшего в резиновую среду. Это пред положение подтверждается аналогичными обстоятельствами гибели ТКА№ 21 в 1943 году и затем большого числа найден ных фосфорных пуль в корпусе и отсеках ТКА 209»20. В своих мемуарах А. Кузьмин более подробно описывает свою версию причин взрыва: «...было установлено, что в бою с катерами А. Кисова и И. Желвакова самолеты противника применили снаряды с фосфорными головками. Один из та ких снарядов врезался и застрял в резиновой обшивке бака
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz