Вербин, О. Г. Из истории Полярного : избранные очерки / О. Г. Вербин ; Гор. ист.-краевед. музей, г. Полярный. – 2-е изд., испр. и доп. - Мурманск : Опимах, 2019. – 266, [1] с.: ил.

мандиры-катерники действовали в соответствии с получен­ ными накануне инструкциями: они, с одной стороны обязаны были проявлять инициативу при выходе для действий на ком­ муникациях врага, а с другой стороны, они должны были по­ лучить «добро» на операцию у комбрига. Получив «добро», катера, не заходя в Пумманки, устремились на поиск врага. Продолжая движение со скоростью 26 узлов, в 00:15 на ТКА-209 заметили дымы в районе полуострова Стуре Экке- рей на расстоянии около 300 кб (так обозначено в заключе­ нии комбрига). Как выяснилось позже, это было передовое охранение немецкого конвоя. Командир корабля сразу же дал по радио сообщение на имя Командующего СОР (Северный оборонительный район) бригады: «Обнаружил конвой в рай­ оне Киркенесс прикройте меня ИА» и лег курсом на дым (ис­ требительная авиация находилась в распоряжении команду­ ющего СОР на полуостровах Средний и Рыбачий). Командир Бригады торпедных катеров пишет в заключе­ нии: «Формально, кажется, сделано все необходимое для обес­ печения атаки, но по существу командир звена старший лей­ тенант Кисов забыл о факторе времени, необходимом для пе­ редачи и приема радиограммы, принятия решения и затем подъема авиации». Этот просчет увеличил риск и поставил под угрозу исход операции. Ошибка усугубилась еще и тем, что радистом ТКА 209 (погибшим впоследствии в бою с «Фокке-Вульфа­ ми») при кодировании текста о вызове авиации было допу­ щено искажение, исправленное впоследствии радистом ТКА 217, на что также ушло время»5. В результате вылет со­ ветских самолетов был задержан на 30 минут, что значитель­ но повлияло на дальнейшие события. Подойдя на расстояние около 80 кб, различили два силуэта кораблей. Торпедные катера увеличили скорость до 36 узлов ° ГИКМП ОФ11Ю ПИД251 («Операция ТКА ТКА № 209 и 217 ВТК СФ 8.05.44 Штаб БТКА 1944*.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz