Вербин, О. Г. Из истории Полярного : избранные очерки / О. Г. Вербин ; Гор. ист.-краевед. музей, г. Полярный. – 2-е изд., испр. и доп. - Мурманск : Опимах, 2019. – 266, [1] с.: ил.
В Полярном одновременно строились база для военных ко раблей и жилой городок для экипажей кораблей, командова ния флотилии и гражданского населения для обслуживания городка «в количестве, предусматриваемом утвержденными общесоюзными нормами для подобных населенных пунктов »85. Поэтому строились не только причалы, склады и мастерские, но и дома бытового обслуживания, стадион, школа и детсады. В 1935 г. планировалось построить кирпичный жилмассив для начсостава: четыре 4-этажных дома каждый объемом 15 ОООкуб. м. и еще один объемом 16 ОООкуб.м.86 Этот жил массив не был построен. Дома начсостава строились вразно бой. Самым крупным из построенных оказался знаменитый Циркульный дом, который занимал объем 13 761 куб. м.87 Не хватало возможностей и для строительства железной дороги к Полярному району. 19 августа 1933 г. начальник 1-го отдела Ленинградского Военного порта П. Бабин выдал заместителю начальника ВМС РККА П.И.Куркову «Справ ку оматериалах по изысканиюжелезно-дорожного пути Кола— Александровск». В ней отмечалось, что вариант постройки железной дороги от Колы до Александровска был разработан еще около 20 лет назад, в 1914-1916 гг. Но проект в то время не был исполнен: « Из-за огромных земляныхработ, требую щих больших затрат, вариант постройки этой дороги был отставлен. В архивеДирекции Мурманской жел. дор. (вЛенин граде) материалов по постройке этой дороги нет (сгорел в Петрозаводске, где в 20-х гг. находиласьДирекция мурманской жел. дор.)»88 Отказались от этого проекта и теперь, решив протянуть железнодорожную ветку только до Ваенги. Ь РГАВМФ, ф. р-970, он. 2, д. 29, л. 103. “ РГАВМФ, ф. р-970, оп. 2, д. 29, л. 30. 8' РГАВМФ, ф. р-970, оп. 2, д. 29, л. 48. 88 РГАВМФ, ф. р-961, on. 1, д. 120, л. 130.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz