Вербин, О. Г. Из истории Полярного : избранные очерки / О. Г. Вербин ; Гор. ист.-краевед. музей, г. Полярный. – 2-е изд., испр. и доп. - Мурманск : Опимах, 2019. – 266, [1] с.: ил.

В Полярном одновременно строились база для военных ко­ раблей и жилой городок для экипажей кораблей, командова­ ния флотилии и гражданского населения для обслуживания городка «в количестве, предусматриваемом утвержденными общесоюзными нормами для подобных населенных пунктов »85. Поэтому строились не только причалы, склады и мастерские, но и дома бытового обслуживания, стадион, школа и детсады. В 1935 г. планировалось построить кирпичный жилмассив для начсостава: четыре 4-этажных дома каждый объемом 15 ОООкуб. м. и еще один объемом 16 ОООкуб.м.86 Этот жил­ массив не был построен. Дома начсостава строились вразно­ бой. Самым крупным из построенных оказался знаменитый Циркульный дом, который занимал объем 13 761 куб. м.87 Не хватало возможностей и для строительства железной дороги к Полярному району. 19 августа 1933 г. начальник 1-го отдела Ленинградского Военного порта П. Бабин выдал заместителю начальника ВМС РККА П.И.Куркову «Справ­ ку оматериалах по изысканиюжелезно-дорожного пути Кола— Александровск». В ней отмечалось, что вариант постройки железной дороги от Колы до Александровска был разработан еще около 20 лет назад, в 1914-1916 гг. Но проект в то время не был исполнен: « Из-за огромных земляныхработ, требую­ щих больших затрат, вариант постройки этой дороги был отставлен. В архивеДирекции Мурманской жел. дор. (вЛенин­ граде) материалов по постройке этой дороги нет (сгорел в Петрозаводске, где в 20-х гг. находиласьДирекция мурманской жел. дор.)»88 Отказались от этого проекта и теперь, решив протянуть железнодорожную ветку только до Ваенги. Ь РГАВМФ, ф. р-970, он. 2, д. 29, л. 103. “ РГАВМФ, ф. р-970, оп. 2, д. 29, л. 30. 8' РГАВМФ, ф. р-970, оп. 2, д. 29, л. 48. 88 РГАВМФ, ф. р-961, on. 1, д. 120, л. 130.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz