Вербин, О. Г. Из истории Полярного : избранные очерки / О. Г. Вербин ; Гор. ист.-краевед. музей, г. Полярный. – 2-е изд., испр. и доп. - Мурманск : Опимах, 2019. – 266, [1] с.: ил.
дии и Норвегии (особенно обращалось внимание на финский порт Печенга и норвежские порты Вадсё и Вардё10), а также захвата противником «для организации своих передовых баз, отдельных участков нашего Мурманского побережья (Вайда губа, Зубовка, Териберка, Иоканга)». Это даст возможность британскому флоту проводить крупные морские операции против наших берегов.1 Отмечалось, что Англия уже приступила к « подготовке пе редовых баз на северном побережьеНорвегии, взяв у последней в 1930 году в аренду портКИРКЕНЕСС (вПазе губе) и органи зовав в нем базу для кораблей, прикрывающихрыболовные про мыслы >. В этом порту было возможно разместить значитель ные военно-морские силы, включая линкоры и большие крей сера. Сам факт размещения военных кораблей Великобрита нии в Киркенесе настораживал военных аналитиков. Под предлогом охраны своих рыболовных промыслов, Великоб ритания получала возможность в мирное время сосредоточить здесь против СССР значительные военные силы, формально не нарушая нейтралитета Норвегии.12 Благодаря близости государственной границы к Кольско му заливу, нашим боевым базам и Мурманской железной до роге грозила опасность как со стороны «береговой морской авиации, так и самолетов с авианосцев ». Не осталось незаме ченным и то, что на северном побережье Финляндии —в Пе- ченге, Рованиеми, Селмиярви строятся площадки для граж данской (при этом слово «гражданская» военные аналитики заключили в кавычки) авиации. Кроме того, « наряду с бом бардировочными и торпедными действиями можно ожидать широкого применения штурмовых и воздушно-десантныхдей ствий». 10 РГАВМФ, ф. р-961, оп. 1, д. 120, л. 9. " РГАВМФ, ф. р-961, on. 1, д. 120, л. 8. 2 РГАВМФ, ф. р-961, on. 1, д. 120, л. 9.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz