Вербин, О. Г. Из истории Полярного : избранные очерки / О. Г. Вербин ; Гор. ист.-краевед. музей, г. Полярный. – 2-е изд., испр. и доп. - Мурманск : Опимах, 2019. – 266, [1] с.: ил.

роходам трудно развертываться: тесно. Да и не может же, в самом деле, площадь гавани измеряться тем, что во время от­ крытия г. Александровска на рейде свободно стояло шесть- семь пароходов? Но ведь речь идет о создании большого торгового порта, где не единицы, не десятки, а сотни судов будут сосредоточи­ ваться. Создать волноломы мы можем, а ветроломов, а также и из огромных прибрежных скал Екатерининской гавани —доста­ точную причальную линию —это сверх сил человека. В самом деле, какие светлые чаяния возлагались на Алек- сандровск и Екатерининскую гавань? Но жизнь решила эти иллюзии, ясно доказавши тем, что за все свое 15-летнее существование в Александровске не толь­ ко не сосредоточилась жизнь Мурмана, как этого ожидали, но о нем и совершенно позабыли»6. Именно по этим причинам, когда перед государством стала жизненно важная задача по устройству на Мурмане порта, выбор пал на Кольский залив, обширный и глубоководный, где можно было построить ряд океанских причалов и устро­ ить большой порт, к которому одновременно была проведена железная дорога. Екатерининская же гавань стала военно-морской базой, как и было первоначально задумано. С 1916 г. там располагались корабли Флотилии Северного Ледовитого океана, а с 1933 г. и по настоящее время здесь базируются корабли Северного флота. 2016 6Жилинский А. А. К вопросу о порте на Мурмане / / Изв. Арханг. О-ва изучения Русского севера. — 1915. —№ 5. —С. 133-136.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz