Вербин, О. Г. Из истории Полярного : избранные очерки / О. Г. Вербин ; Гор. ист.-краевед. музей, г. Полярный. – 2-е изд., испр. и доп. - Мурманск : Опимах, 2019. – 266, [1] с.: ил.
но, как пишет А. Энгельгардт, «кстати оказавшийся и земле мером». Поражает какое-то неосознание властями масштабов дей ствительных размеров проблемы. Перед страной стояла зада ча создания на Мурмане не мелкого порта, для которого впол не подошла бы Екатерининская гавань с ее окрестностями, а океанского порта, откуда товары огромной империи могли бы находить выход во все моря и океаны. Но для полного осозна ния этого правительству потребовалось попасть в критичес кую ситуацию в начале Первой мировой войны. В целом во всех этих решениях сказался общий кризис управления на закате Российской империи. Такое впечатле ние, что устройством в Екатерининской гавани коммерческо го порта старались построить очередную «потемкинскую де ревню». Для общественного мнения слишком очевидной была необходимость развития Русского Севера в конце XIX в. Од нако сил у Российской империи для полноценного его разви тия не хватало. Даже по предварительным подсчетам было ясно, что строительство железной дороги к Мурману обойдет ся казне в кругленькую сумму. Поэтому и был построен этот город, без достаточных экономических обоснований. Такими половинчатыми мерами проблему нельзя было разрешить. Освоение Севера пробуксовывало, а Александровск оказался лишь административным центром Кольского края, городом чиновников, не став ни военным, ни коммерческим центром Мурмана. Писатель Алексей Жилинский пишет: «Что же касается вопроса о пригодности Екатерининской гавани для устрой ства здесь вообще большого торгового порта, то гавань эта не отвечает одному из элементарных требований, какие предъяв ляются к порту: тесная, неудобная, с ограниченной якорной стоянкой для судов, с ничтожной причальной линией [...] Па-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz