Вербин, О. Г. Из истории Полярного : избранные очерки / О. Г. Вербин ; Гор. ист.-краевед. музей, г. Полярный. – 2-е изд., испр. и доп. - Мурманск : Опимах, 2019. – 266, [1] с.: ил.
Решено было построить не военный, а именно «коммерчес кий» порт в Екатерининской гавани. Сказывается какая-то инерционность, неповоротливость мышления царских чинов ников. Для развития торгового порта очевидна была необхо димость проведения сюдажелезнойдороги, связывавшей порт с районами промышленного и сельскохозяйственного произ водства и с районами добычи полезных ископаемых. То есть решения о строительстве порта и железной дороги к немудол жны были приниматься одновременно. Тогда бы сразу и выя вилась невозможность строительства океанского порта в Ека терининской гавани. О малоразмерности гавани и трудностях постройки прича лов уже говорилось. Но была и другая причина невозможнос ти устройства здесь порта. Это отсутствие ровных площадей для строительствабольшой разгрузочно-погрузочной станции. Екатерининская гавань со всех сторон окружена высокими горами. Строительство здесь железнодорожной станции по требовало бы невероятно больших расходов. Это отметил архангельский губернатор А. П. Энгельгардт, который в 1895 г. обследовал местность вокруг Екатерининс кой гавани:«[...] непосредственно у гавани вовсе нет места для построек, берега круты, почти отвесны»4 и кроме нескольких небольших площадок строения ставить негде. Недалеко от гавани, в 160-200 саженях (360-420 м) нашли долину на кото рой «можно расположить довольно значительное поселение», и которая представляла собой «единственное удобное место для возведения необходимых сооружений для порта и для ча стных построек»5. На этом месте теперь расположилась ули ца Советская, которую не назовешь длинной. Измерения пло щади будущего поселения также производились не специаль но подготовленными профессионалами, а лесничим Аувикай- 4Энгельгардт А. П. Русский Север: Путевые записки. М.: ОГИ, 2009. С. 118. 5Там же. С. 120-121.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz