Вербин, О. Г. Из истории Полярного : избранные очерки / О. Г. Вербин ; Гор. ист.-краевед. музей, г. Полярный. – 2-е изд., испр. и доп. - Мурманск : Опимах, 2019. – 266, [1] с.: ил.
8. ИТОГИ ЭКСПЕДИЦИИ Ни императрица, ни граф Чернышев не могли быть доволь ны неудачей экспедиции. Чичагов убедился в этом, попав в Петербург. В свое оправдание он вынужден был написать за писку. В ней он сделал несколько важных, на наш взгляд умо заключений: 1) смелость не должна быть безрассудной — нельзя было вести корабли на неминуемую гибель; 2) во время всего плавания, «по большей части в туманах, снегах и мрачности», всем трем кораблям удавалось не разлучать ся, «дабы во всякое время не лишиться взаимного вспомо ществования [...], а это делало немалое ободрение для всех, и особливо в такое время, когда, казалось, опасность близ ка, как то нередко случалось, будучи во льдах», что говорит о высоких флотоводческих качествах руководителя экспе диции; 3) для плавания в высоких широтах необходимо лучше укреплять корпуса кораблей; так, голландские суда имели четверную обшивку досками носовой части судна, в то время как у кораблей Чичагова обшивка была двойная; 4) корабли должны быть максимально легкими, так как при столкновении со льдиной тяжелый корабль может получить большую пробоину, быстро затонуть, не дав возможности членам экипажа спастись; корабли же экспедиции, «кото рые построены по способности к плаванию на открытых морях и для удобного помещения нагружены были желе зом и песчаным балластом», имели груз каждый по 7000 тонн, не считая такелажа; 5) корабли нужно оснащать не сколькими небольшими лодками, с помощью которых эки паж тонущего корабля сумел бы спастись: голландцы на каждом корабле имели по 6-8 шлюпок или ялов, в которые вполне помещалась и команда, и запасы провизии; на на ших же кораблях было по одной шестивесельной шлюпке и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz