Вербин, О. Г. Из истории Полярного : избранные очерки / О. Г. Вербин ; Гор. ист.-краевед. музей, г. Полярный. – 2-е изд., испр. и доп. - Мурманск : Опимах, 2019. – 266, [1] с.: ил.

царских чиновников пал на Екатерининскую гавань. Однако новый царь —Николай II —отказался от идеи строительства военно-морской базы на Мурмане, решив построить у Екате­ рининской гавани коммерческий порт и новый уездный центр Кольского края. 6 июля (24 июня по старому стилю) 1899 г. новый уездный город Александровск-на-Мурмане, названный в честь покой­ ного императора Александра III, был торжественно открыт. Его украшением стала построенная в новорусском стиле цер­ ковь Николая Чудотворца, резной иконостас которой был из­ готовлен в мастерских Елизаветы Мамонтовой, а семь коло­ кольных звонов были подаренымеценатом-промышленником Саввой Мамонтовым. Без строительства к городу железной дороги из Централь­ ной России Александровск не мог состояться в качестве ком­ мерческого порта. Колонисты переселялись сюда неохотно, жили здесь в основном чиновники уездной администрации. Но появление на берегу Мурмана города открыло ученым воз­ можность стационарного исследования Баренцева моря, его флоры и фауны. На берегах Екатерининской гавани возводят­ ся здания Научно-промысловой экспедиции и Мурманской биологической станции Санкт-Петербургского общества ес­ тествоиспытателей. Одновременно Александровск стал и по­ следним островком цивилизации для морских полярных экс­ педиций, где можно было пополнить запас угля, докупить не­ обходимые запасы продовольствия, отправить письма и теле­ граммы... Когда разразилась Первая мировая война, выяснилось, что Мурман жизненно необходим России для получения от союз­ ников по Антанте недостающего воюющей стране вооруже­ ния. В срочном порядке проводится Мурманская железная дорога, строится порт для приемки грузов, получивший на­ звание Романова-на-Мурмане (будущий Мурманск). Алексан­ дровск же становится базой созданной в июне 1916 г. Флоти

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz