Национально-региональный компонент содержания государственного образовательного стандарта в начальной школе : экспериментальный проект / [авт.-разработчик П. Ю. Утков] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования, Центр развития регион. образования. – Мурманск : Пазори, 2001. - 27,[2] с.
В Мурманской области каждая из этих сфер обладает специфическими характеристиками, которые являются основой для выделения конкретных объ ектов изучения в начальной школе (см. схему): Окружающий История края Искусство Филология Природа и общество Природа края Технология Физическая культура^ Человек и его деятельность ^Куль тура края ^Искусство края В каждом конкретном случае регионализация содержания базируется на краеведческой концепции, помогающей ответить на вопросы: 1. Для чего следует изучать свой край? (Уровень целеполагания) 2. Что изучать? (Уровень содержания образования) 3. Каким образом организовать достижение намеченной цели? (Уровень планирования) 4. Как преподавать краеведческий материал? (Методический уровень) В основе краеведческого курса лежат следующие основные элементы региональной концепции: Объект изучения - Мурманская область: ее социальная и природная среда. Цель изучения - создание условий для духовно-целостной и практиче ской ориентации в окружающем микромире, содействие развитию школьника. Организация достижения этой цели определена прежде всего познава тельными возрастными возможностями младшего школьника - осознанием ре бенком важности окружающего его микроклимата. Кроме того, необходимым является внедрение краеведения в другие учебные дисциплины, не предусмот ренные общей концепцией, например, математику. Третье необходимое усло вие достижения целей - это целенаправленная внеклассная и внешкольная работа. И последним условием, как нам кажется, является связь с социосредой. Необходимо отметить, что краеведческий модуль в процессе преподавания должен отличаться высокой эмоциональностью с целью пробуждения познава тельного интереса к своей области, городу как среде обитания, содействия формированию образа окружающего мира. Самое главное, о чем мы должны задуматься в процессе апробации ре гионального компонента, - это недопустимость перегрузки младшего школьни ка. Реализация НРК будет успешной только тогда, когда учитель будет опти мально отбирать методы, формы, приемы краеведческой работы, которые бу дут не только сохранять, но и приумножать здоровье наших детей! Автор-разработчик выражает огромную благодарность учителям, при нявшим участие в разработке НРК: учителям г. Мурманска - Н. Ю. Шишаевой (прогимназия № 61), А. М. Гу- реевой (СШ № 57), А. А. Антоненко, Н. В. Бадьиной (СШ № 44), В. Д. Цивилевой (НШ № 14), Т. М. Кольцовой (СШ № 4), И. В. Мингалевой (школа-сад № 63), Н. Я. Юрчак (СШ № 17), Н. А. Обривановой, Л. С. Сараевой, С. Д. Рогапевой (СШ № 50); заведующим методическими кабинетами муниципальных отделов обра зования - Т. А. Михайловой (г. Снежногорск), Е. А. Шевчук (г. Скалистый), 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz