Национально-региональный компонент содержания государственного образовательного стандарта в начальной школе : экспериментальный проект / [авт.-разработчик П. Ю. Утков] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования, Центр развития регион. образования. – Мурманск : Пазори, 2001. - 27,[2] с.

ОТ АВТОРА-РАЗРАБОТЧИКА Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается экспериментальный проект реализации национально-регионального компонента (НРК) в начальной школе. Он состоит из апробируемого регионального стандарта, измерителей качества воспроиз­ ведения и применения знаний, примерной региональной программы по краеве­ дению, сводной таблицы оценки качества, а также здесь предложены основные пути интеграции регионального компонента с содержанием федеральных кур­ сов, дан список рекомендуемой литературы для учителей. Современная образовательная парадигма предполагает обязательное включение краеведческого компонента в содержание образования младших школьников. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного ин­ тереса к окружающему миру, создаются условия для формирования нравствен­ ных чувств, этики поведения. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность своего окружения. В привычном социуме он открывает но­ вые стороны, учится грамотно взаимодействовать с миром. Под региональным компонентом содержания образования понимается, во-первых, результат деятельности Мурманской области в определении струк­ турно-организационных сторон начального школьного образования; во-вторых, часть содержания предметов базисного учебного плана, включающих материа­ лы о Кольском Севере. В Мурманской области усложняется структура общества в процессе ста­ новления рыночной экономики, изменений в социальной основе, что, естест­ венно, отражается в специфике развития региона. Таким образом, под региональным компонентом начального общего об­ разования Мурманской области мы понимаем педагогически отобранный учеб­ ный материал в контексте базового содержания совокупности образовательных курсов начальной школы, раскрывающий типичное и особенное в природном, историческом и духовном развитии Кольского Севера. Структурные основные единицы регионального компонента в начальной школе составляют: - факты местного значения; - общие процессы, закономерности; - дополнительные вопросы и темы, вводимые в содержание. Как показывает практика, школьное краеведение развивается по трем направлениям: предметное краеведение, методика проведения краеведческой работы и теория школьного краеведения. Предметное краеведение включается в учебный план образовательного учреждения либо в виде "сквозного" курса, либо за счет интеграции с другими объектами разных образовательных сфер. Количество учебного времени при этом определяется возможностями образо­ вательной сферы, в пределах которой реализуется региональный компонент. Наиболее общими сферами действительности, определяющими структу­ ру образовательного пространства в начальной школе, являются образова­ тельные области, определенные федеральным стандартом начального общего образования и преломленные в двух сферах образовательного пространства - "Природа и общество", "Человек и его деятельность". з

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz