Национально-региональный компонент содержания государственного образовательного стандарта в начальной школе : экспериментальный проект / [авт.-разработчик П. Ю. Утков] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования, Центр развития регион. образования. – Мурманск : Пазори, 2001. - 27,[2] с.

ПРИМЕРНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОВАННОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО КУРСА ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Пояснительная записка Реализация региональной программы интегрированного краеведческого курса для начальной школы направлена на достижение следующих целей: • физическое развитие и совершенствование, сохранение и укрепление здоровья в условиях Заполярья; ■ формирование целостного представления о природе и обществе Мур­ манской области, гуманного отношения к окружающему миру; ■ включение младших школьников в посильное участие в мероприятиях по охране природы; • формирование у младших школьников интереса к истории Кольского края, общечеловеческим ценностям; создание условий для развития историче­ ского сознания, предпосылок для восприятия целостной картины окружающего мира в прошлом и настоящем, активной гражданской позиции; ■ принятие национально-региональной культуры как ценности; художест­ венно-эстетическое развитие младшего школьника в условиях Кольского Севе­ ра, овладение навыками художественной деятельности и формирование по­ требности к творческому самовыражению. Накопленный учителями начальной школы Мурманской области опыт краеведения позволяет установить следующие варианты реализации регио­ нального компонента: а) региональный учебный курс с выделением одного учебного часа; б) включение регионального компонента в структуру учебных программ федерального компонента государственного стандарта без выделения отдель­ ного времени. Выбор вариантов осуществляется образовательным учреждением. Оп­ тимальной интеграцией является включение регионального компонента в структуру учебных программ федеральных курсов. Программа представлена в виде таблицы, в которой указан класс, тема интегрированного регионального урока и основное содержание национально-регионального компонента. Класс Тема регионального урока Содержание компонента 1 2 3 1 Мой город - часть моей страны. Традиции города, школы, семьи. 1 Кто издавна живет на Севере? Коренные жители Кольского Севера. 1 Музыка и цвет полярного сияния. Музыкальное и изобразительное искусство в Мур­ манской области. 1 Я пишу о тебе, мое Заполярье. Произведения писателей Мурманской области. 1 У каждого народа свои игры. Игры народов Севера. 2 -1 Мой заполярный край. Мурманская область: природные характеристики 2 Домашние животные на Крайнем Севере. Домашние животные в жизни человека на Крайнем Севере. Правила содержания домашних животных. 2 И скажет северная старина... Устное народное творчество края. 2 Про саама и помора. Культура саамов и поморов - составная часть куль­ туры Мурманской области. Особенности декоратив- но-прикладного искусства Кольского полуострова. 2 Музыка и цвет земли Кольской. Музыкальное и изобразительное искусство в Мур­ манской области. 2 Где даже строчки из снегов... Произведения писателей Мурманской области. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz