Утков, П. Ю. Краеведение в начальной школе / П. Ю. Утков ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования, Центр развития регион. образования, каф. педагогики и психологии. – Мурманск : Пазори, 2001. -27,[1] с.

7. Многие из растений являются уроженцами других регионов и адаптируются как к условиям города, так и к условиям Крайнего Се­ вера. Агротехника посадки деревьев Сроки посадки. Весна - после оттаивания почвы, но до появле­ ния листьев. Осень - после изменения листьями цвета, но до про­ мерзания почвы. Выбор материала. Деревца выбирают из естественных насаж­ дений и выкапывают вместе с комом земли на разряженных, осве­ щённых участках леса, в местах с травянистым или моховым “ковром”. Растения берут здоровые, высотой 2-4 метра, а ком земли - диаметром не менее 50 см и толщиной не менее 20 см. Лишние кор­ ни удаляют. Ком обворачивают рогожей или брезентом и транспор­ тируют. Кустарники выращивают в питомниках. Направление ветвей должно быть относительно сторон горизонта. Сажают кустарники, также, как деревья. Подготовка посадочных мест. Посадочные места должны быть удалены от стены здания на расстояние 1 , 5 - 3 метра, от края тро­ туара - на 0,5 - 1 м. Яма выкапывается предварительно, в нее вно­ сятся удобрения (органические и минеральные), известь. Яма долж­ на превышать размеры кома на 30 - 40 см. Посадка. Корневая шейка заделывается на глубину 3 - 5 см, но после осадки находится на уровне почвы. Чтобы дерево не засохло, его обильно поливают, прикрывают слоем мха или торфа, привязы­ вают к двум колышкам, вокруг ствола делают бортик высотой 15- 20 см, проводят рыхление, полив, подкормку и обрезку. Основные факторы, влияющие на растения Крайнего Севера4 1. Слой многолетней мерзлоты влияет на формирование сте­ лющихся форм растений. 2. Постоянно дующие сильные ветры при низких температурах воздуха способствуют развитию “флаговой” кроны у сосны. 3. Продолжительная зима, преобладание количества осадков над количеством испаряемой влаги влияют на строение листьев кус­ тарничков: они имеют плотный внешний слой, узкую листовую пла­ стину и не опадают на зиму. 4 Балакшина Е. В. Биолого-краеведческий аспект экологического образования млад­ ших школьников./Дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Мурманск, 2000.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz