Устинов, Н. Т. Поной-городок, Москвы уголок / Николай Устинов. - Мурманск : [б. и.], 2017. - 294 с. : ил., цв. ил., портр.

менистый берег и тут же с отвращением отпрядывала. Пришла осень. Школа наша стояла на горушке, недалеко от мое ­ го дома, мне оставалось лишь только взбежать на при ­ горок. В то время это была большая двухэтажная, деся ­ тилетняя с двухэтажным интернатом школа, в которой учились дети из Каневки, Краснощелья, Сосновки, Терско-Орловского, Корабельного, Гремихи, Лахты даже из Ловозера. Построена она была углом, в форме буквы «Г», и мне кажется, что я понимал простой и ненавязчивый замысел её строителя. Здание школы должно быть больше обычных домов, вместительнее, но если вытянуть его в длину, поперек села, то перего ­ родишь улицу, если же развернуть вдоль, откроешь господствующим ветрам, северному и южному, кото ­ рые будут продувать его насквозь. Форма буквы «Г » — мудрый компромисс. В каждом классе есть печь. По ­ среди урока без стука распахивается дверь, входит уборщица, она же и по совместительству истопница Нюра, и длинной кочергой начинает перемешивать и разбивать прогоревший уголь, а затем подбрасывает новую порцию дров. Бесполезно объяснять ей, что надо делать это на перемене. Она полна серьезности, и луч ­ ше принять её приход как должное. Да, многое вспоминается про нашу родную шко ­ лу: и как с нетерпением ждёшь перемены, чтобы поиг ­ рать в чехарду, а на большой перемене в лапту, зимой же прокатиться на оленьих шкурах, которые родители специально давали нам, чтобы их раскатали, этим до ­ водили шкуры почти до полной обработки, удаляя верхний слой мездры. Через двадцать лет, когда вновь пришлось посе ­ тить нашу уже безлюдную школу, мне пришли груст ­ ные мысли. Никого там, как мне хотелось, не было. В брошенном на пол, разбухшем от сырости классном журнале против каждой фамилии оценки. Есть «пятер ­ 285

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz