Устинов, Н. Т. Поной-городок, Москвы уголок / Николай Устинов. - Мурманск : [б. и.], 2017. - 294 с. : ил., цв. ил., портр.
а козули катали только женщины и девочки. Соберемся все вместе накануне Рождества — мама и показывает сестрам. Глаза мамы светятся, а руки уже взялись за следующую фигуру: — Олешек бегает по болоту, себе пищу достаёт! Ишь, какой упитанный получился, много мяса набегал! Когда снег-то мягкий, так ему легко будет ягель копы том доставать. Обрядовое действие наполнялось земным смыс лом, близким и понятным. Конечно же, понойские ко зули в частности животных не повторяют, скорей все го, они напоминают первобытные формы исскуства. В основе изображения круг из спиралеобразно закручен ного жгута теста, означающий солнце. Из него фанта зия мастерицы рисует голову, хвост, ноги обычно кре пятся по отдельности. Но и здесь своя символика: две ноги - значит, животное стоит, четыре ноги — идёт. Ес ли человека изображали в фас, то животное только в профиль. Так наиболее выражен и характерен его силу эт. И никаких подробностей, никакого натурализма. Все пропорции фигурки задает человеческая рука, единственный и главный инструмент. Козуля предназначалась для еды, тесто делали сдобным: ржаную муку смешивали с солью на молоке и масле. Для показа брали ржаную муку, соль, воду, такое тесто особенно пластично в работе, из него мож но скатать длинный и тонкий жгут. Мама не только показывала своё искусство, но и щедро раскрывала его секреты. Спешила рассказать, что помнила и знает, а богатство памяти кажется неисчерпаемым. Ходит баран по крутым берегам, Сорвал травку, положил на лавку — А кто возьмёт, тот и вон пойдёт! С этой присказкой обычно делали последнюю козулю и выносили на мороз. А утром желтком пома жут — и в печь!.. 237
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz