Устинов, Н. Т. Поной-городок, Москвы уголок / Николай Устинов. - Мурманск : [б. и.], 2017. - 294 с. : ил., цв. ил., портр.

В очередной раз приезжая на каникулы, в кото ­ рый раз слушаю маму и наблюдаю, как делает она ко ­ зули, раскатывая и укладывая длинные жгуты теста в замысловатые фигуры. — Пока не знаю, ещё кто будет-много ли теста вытяну. Заинька, наверное, будет. Заинька, попляши, серенький попляши! Ой, котька вышел-то... Сидит ко ­ тик на полу, да моет мордочку свою! Хлебу как символу вечной жизни приписывалась в древности магическая целительная сила. У многих народов Европы существовал обычай - выпекать к праздникам, связанным с земледельческим календарём, фигурки животных и птиц из теста. Этот обычай заро ­ дился в глубокой древности: люди как бы приносили богам жертву, стремясь заручиться их покровитель ­ ством на весь год. В русском быту хлеб и пряники издавна играли обрядовую роль, без них не обходились свадьбы и пи ­ ры, именины и поминки, Новый год и масленица. Изго ­ товление «козуль» (так называют на Севере фигурки животных из теста) связано с зимними праздниками - встречей Рождества и Нового года. И смысл игровых обрядов этих праздников гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд: человек помогает Солнцу в самые трудные для него дни побороть Смерть, Зиму, чтобы не прекратилась Жизнь. Именно в эти дни пред ­ сказывают судьбу, пытаются повлиять на неё, гадают об урожае, погоде, благополучии семьи; девушки га ­ дают о замужестве. В зимних гадальных песнях- колядках, что распевали на Рождество, ребятишки и молодёжь расхваливали хозяев дома и просили за это дары. Считалось, чем больше подарков раздала семья, тем благополучнее будет у неё жизнь в новом году. А дарили на Рождество праздничные пироги, а чаще ко ­ зули. 235

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz