Устинов, Н. Т. Поной-городок, Москвы уголок / Николай Устинов. - Мурманск : [б. и.], 2017. - 294 с. : ил., цв. ил., портр.
реки Поной православную церковь. С этого момента можно встретить упоминания о погосте Поной, Поной- ский. Погост Поной начинает свое летоисчисление примерно с 1532 года, на что указывает грамота, свиде тельствующая о крещении лопарей за Святым носом, да указания Алая Михалкова, что в Понойском погосте стоит церковь Петра и Павла, при ней шесть душ муж ского полу. «А в церкве образы, и книги, и ризы и на коло- кольнице колокола, и все церковное строение госуда рево данье» На колокольнице два колокола пуда в че тыре». Среди пожалований Ивана Грозного отмечены: на престольное Евангелие «поволочено бархатом черв- чатым (красным), образ Петра и Павла обложен сереб ром басмеи, венцы сканные, в венцах камышки». Рядом с церковью поселились священник, дьякон и пономарь, присланные Троице-Сергиевым монасты рем, и несколько семей русских крестьян. Лопарское поселение называлось погостом, русское - селом. Поной с его богатыми семужьими ловлями рано привлек внимание хозяйственно крепких монастырей — Троице-Сергиева и Антониево-Сийского, которые при обрели здесь обширные владения. Обратимся к историко-географической справке о Поное. В труде Н. Харузина «Русские лопари» приво дится выписка из писцовой книги Алая Михалкова, составленная в начале XVII в. На основании подобных ей документов XVI в. эта книга перечисляет существо вание в те времена погосты, довольно точно фиксирует местоположение каждого и сообщает количество жите лей мужского пола. «Погост Понойский стоит над ручьём над Ечюном, а в нём живут лопари понойские и сконские (еконские) в вежах». И всего 39 веж, а лопарей в них понойских и еконских 91 человек». 109
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz