Ушаков И. Ф. Забытые слова : подборка статей из периодических изданий, 1988 - 1997 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (18,3 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).

Правеж ЗАБЫТЫЕ СЛОВА Бытует представление, что на русском Сеяере никогда не существовало крепостного права, н крестьяне жили относи­ тельно свободно — не в помещичьем ярме. В таком мнении есть изрядная доля правды. Действительно, здесь не торговали людьми, не было барского произвола. Но на Кольском Севере до 1764 года были монастырские вотчи­ ны, и крепостное право, пусть в смягченном варианте, суще­ ствовало. Остальная масса трудового населения (черносош­ ные крестьяне, посадские люди, лопари) находились в «госу­ даревом тягле» — несли повинности феодальному государст­ ву. Кольский Север являлся частью самодержавно-крепостни­ ческой России. А часть всегда несет свойства целого. На Кольской земле действовали те же законы , что и в централь­ ной России. Одним из характерных явлений средневековой Руси было повсеместное распространение правежей. «Править* — означало взыскивать долги путем истязаний; Правеж применялся и нак наказание за бесчестие. От праве-: жей не были избавлены и дворяне — несостоятельные долж> ники, но чаще всего на правеж выводили неимущих налоге* плательщиков. Правеж проводился публично — на глазах населения,' обычно на площадке возле съезжей избы или приказа. Для битья существовала штатная должность палача, к а к тогда говорили, «заплечного мастера». В XVII веке вывод на правеже практиковался часто и ни ко ­ го не удивлял. Временами он принимал столь массовый ха ­ рактер, что буквально стон стоял на Руси. Например, в пер­ вой половине 1648 года, когда после отмены пошлины на соль налоги взимали сразу за два-три года. Б Москву потоком шли жалобы ка непосильность платежей и жестокость чинимых расправ. Но правительство требовало присылки полной суммы «государевых доходов» в установлен­ ный срок.. «Москва слезам не верит!» — говорил народ. Послушаем живой голос давно ушедших из жи зни людей". О чем они «плакались», чем возмущались, о чем просили? Го* лос наших предков, исторгнутый под батожьем, пронизанный болью и страданиями. - «Мы, — писали кольские посадские люди и монахи царю Алексею Михайловичу в апреле 1665 года, — ...воеводской двор строючи и в съезжую избу подьячего, и сторожа, и дро­ ва, и заплечного мастера и в тюремные сторожи оплачивав ем... животов убылр (обедняли) и промыслов своих отстали, и в твоих, великого государя, податях днем стоим на праве­ же, а ночью ендим в тюрьме и помираем голодною смертию, и разорились совсем, и подати платить стало нечем, и подвод ставить некому...»: Правежи чинили не только в Коле, но и в саамских селени­ ях, причем посланные воеводой сборщики податей и пошлин иногда вторгались в монастырские вотчины, которые н е .по д ­ лежали ведению кольской администрации. Выводимых на пра­ веж били батогами (палками) по ногам, иногда по нескольну раз в сутки . Хотя на правеже зачастую били «милосердно», не калеча людей, каждый стремился избавиться от этого лиха. Через родных и приятелей искали «благодетеля» — состоятельного человека, ноторый бы внес требуемые деньги под обязатель­ ство отработать долг на промыслах кредитора или вернуть уплаченную сумму с процентами. «Скупка с правежа» счита­ лась богоугодным делом, особенно в том случае, когда совер­ шалась на легких условиях. . От правежей нередко спасались бегством. В центре страны бежали на Дон, за Волгу. На Кольском полуострове уходили в глухие места под видом занятия промыслами, подолгу от­ сиживались в шалашах при озерах. Один из бежавших от платежей — масельгский саам Илья Коньков рассказывал, к а к «убоясь воеводы из Кольского острога ночью сошел и жил в лесе две недели на пустом месте... кормился сосною и рыбою по однежда на день, чуть не позяб...». На правеже очень часто стояли не за действительные не­ доимки, а за «вымышленные» взыскания. Корыстные воево­ ды широко использовали свое право ставить должников на правеж для вымогательства посулов. С началом Северной войны, когда число поборов резко возросло, правительство было засыпано жалобами на нещад­ ные расправы. Многочисленные протесты, бегство податного населения, антиправительственные выступления в ряде мест побудили Петра Первого запретить правежи нак способ взы­ скания податей. Несостоятельных должников стали отдавать в работу, а недоимки неимущих людей раскладывать на весь мир — сельскую или городскую общину. Постепенно страшное слово «правеж» вышло из употреб­ ления. В словаре В. И. Даля оно помечено к а к старинное. В живом язы ке XIX века оно сохранялось в некоторых поговор­ ках и присловьях: «В правеже не деньги» (должник может оказаться неплатежеспособным), «В семеры гости зовут, а все на правеж» (ирония бедняков). Считают, что и поговорка «В ногах правды нет» произошла от напрасного битья по ногам во время правежей и со временем, изменив смысл, стала при ­ глашением сесть. И. УШАКОВ. Краевед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz