Ушаков И. Ф. Забытые слова : подборка статей из периодических изданий, 1988 - 1997 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (18,3 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).

Ямская гоньба — ЗАБЫТЫЕ СЛОВА ----------- М ой приятель, человек образованный, на вопрос, что та­ кое «ямская гоньба», ответил: «Наверное, быстрая езда на тройке». Однако ямская гоньба — это нечто другое. Слово «ям» татарского происхождения. Так во времена Золотой Орды называли дорожные станции, где прое зжающ ие меняли ло­ шадей, при необходимости отдыхали. Под «гоньбой» пони­ малась повинность перевозки служилых людей, государст­ венных грузов и почты. На основной территории России дорож н ой службой ведая Ямской приказ в Москве. На Севере ж е ямская гоньба бы­ ла возложена на местное население. Лошадь в Заполярье не годилась для ямской гоньбы : зи­ м ою вязла в глубоких снегах, летом в топях. Олень же благодаря своей легкости и широ кой, разлапистой ступне ног хорошо шел по лю бом у снегу, а главное — сам добы ­ вал себе корм . Зэпрягапи оленя в особые дощатые санки — кер еж у , к о ­ торая походила на остроносое коры то или не усеченную ло­ дочку со стенкой вместо кормы . Снизу ее обливали водой — делали наледь, чтобы лучше с к о я ь м м по снегу. В к «ре­ же помещался один седок или прим ерн о пятилудовая кладь. Поездка по Лапландии далеко не всегда была приятной прогулкой. Лютые моро зы и метели, неровный рельеф ме­ стности крайне затрудняли переезды к ставили путников в тяжелое положение. Поэтому пассажиров высо ко го звания по обычаю везли на лучших оленях и в крытых кережах — волчках. Волчок из ш кур или парусины походил ив кибит­ ку и укрывал путника от д орож ны х невзгод. Летом и осенью передвижение по ям с ком у пути осуще­ ствлялось по ре кам и озерам на лодках, а по межеодью («тайболам») — пешком , причем п р о э э д т иси лопари несли грузы , а пассажиры шествовали налегке. Дол гие годы ямская гоньба -оставалась-тяжелой повинно­ стью для жителей Севера. В ноябре 1765 года в Кольский эелг*в не зимов ку прибыли три --корабля арктической экспедиции В. Чичагова, получив­ ш е й 1задание отыскать «морской проход Севернь>м океаном на Камчатку и далее». Одновременно » Ко я у приехала груп­ па офицеров » о главе с м ай ором Л и т о в с к и м для описи лесов Лапландки. С разу потребовалось м но го подвод для перевозки людей и грузов. Уездная канцелярия предписала выслать подводы на Кольский ям из дальних погостов. Всю зим у лопари возили на своих оленях казенные грузы и служилых людей м еж д у Колой и Екатерининской гаванью. После крестьянской войны под предводительством Пуга­ чева Екатериітв И отменила ям скую повинность. Д о рож ны е станции стали отдавать с торгов на три года тем из ж елаю ­ щих, кто соглашался «гонять подводы» за меньш ую плату. Едущие по делам службы предъявляли «подорожную» — до кумен т о бесплатном проезде, а частные лица платили «прогоны» по копей ке за версту пути. В долгой, утомительной доро ге пассажиров радовал ко ­ локольчик. Его звон извещал станционных смотрителей о приближении экипажа. О со б е н н о " славились в России изде ­ лия валдайских мастеров, сыабжавших ямщиков поддуж ны ­ ми колокольчиками. Звучал ли коло кольчи к на просторах Лапландии? Ведь в оленьей у п р яж ке применялся мягкий кожаный хомут без дуги. Оказывается, отсутствие дуги вовсе не помеха для до ­ рожной музы ки . «Наши олени, — писал А. К ветрен, — уве­ шаны колокольчиками, бубенчиками и множеством пестрой сбруи». Саамы любили проехаться с ши ком . И. УШАКОВ. Краевед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz