Ушаков И. Ф. Забытые слова : подборка статей из периодических изданий, 1988 - 1997 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (18,3 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
Ямская гоньба — ЗАБЫТЫЕ СЛОВА ----------- М ой приятель, человек образованный, на вопрос, что та кое «ямская гоньба», ответил: «Наверное, быстрая езда на тройке». Однако ямская гоньба — это нечто другое. Слово «ям» татарского происхождения. Так во времена Золотой Орды называли дорожные станции, где прое зжающ ие меняли ло шадей, при необходимости отдыхали. Под «гоньбой» пони малась повинность перевозки служилых людей, государст венных грузов и почты. На основной территории России дорож н ой службой ведая Ямской приказ в Москве. На Севере ж е ямская гоньба бы ла возложена на местное население. Лошадь в Заполярье не годилась для ямской гоньбы : зи м ою вязла в глубоких снегах, летом в топях. Олень же благодаря своей легкости и широ кой, разлапистой ступне ног хорошо шел по лю бом у снегу, а главное — сам добы вал себе корм . Зэпрягапи оленя в особые дощатые санки — кер еж у , к о торая походила на остроносое коры то или не усеченную ло дочку со стенкой вместо кормы . Снизу ее обливали водой — делали наледь, чтобы лучше с к о я ь м м по снегу. В к «ре же помещался один седок или прим ерн о пятилудовая кладь. Поездка по Лапландии далеко не всегда была приятной прогулкой. Лютые моро зы и метели, неровный рельеф ме стности крайне затрудняли переезды к ставили путников в тяжелое положение. Поэтому пассажиров высо ко го звания по обычаю везли на лучших оленях и в крытых кережах — волчках. Волчок из ш кур или парусины походил ив кибит ку и укрывал путника от д орож ны х невзгод. Летом и осенью передвижение по ям с ком у пути осуще ствлялось по ре кам и озерам на лодках, а по межеодью («тайболам») — пешком , причем п р о э э д т иси лопари несли грузы , а пассажиры шествовали налегке. Дол гие годы ямская гоньба -оставалась-тяжелой повинно стью для жителей Севера. В ноябре 1765 года в Кольский эелг*в не зимов ку прибыли три --корабля арктической экспедиции В. Чичагова, получив ш е й 1задание отыскать «морской проход Севернь>м океаном на Камчатку и далее». Одновременно » Ко я у приехала груп па офицеров » о главе с м ай ором Л и т о в с к и м для описи лесов Лапландки. С разу потребовалось м но го подвод для перевозки людей и грузов. Уездная канцелярия предписала выслать подводы на Кольский ям из дальних погостов. Всю зим у лопари возили на своих оленях казенные грузы и служилых людей м еж д у Колой и Екатерининской гаванью. После крестьянской войны под предводительством Пуга чева Екатериітв И отменила ям скую повинность. Д о рож ны е станции стали отдавать с торгов на три года тем из ж елаю щих, кто соглашался «гонять подводы» за меньш ую плату. Едущие по делам службы предъявляли «подорожную» — до кумен т о бесплатном проезде, а частные лица платили «прогоны» по копей ке за версту пути. В долгой, утомительной доро ге пассажиров радовал ко локольчик. Его звон извещал станционных смотрителей о приближении экипажа. О со б е н н о " славились в России изде лия валдайских мастеров, сыабжавших ямщиков поддуж ны ми колокольчиками. Звучал ли коло кольчи к на просторах Лапландии? Ведь в оленьей у п р яж ке применялся мягкий кожаный хомут без дуги. Оказывается, отсутствие дуги вовсе не помеха для до рожной музы ки . «Наши олени, — писал А. К ветрен, — уве шаны колокольчиками, бубенчиками и множеством пестрой сбруи». Саамы любили проехаться с ши ком . И. УШАКОВ. Краевед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz