Ушаков И. Ф. Забытые слова : подборка статей из периодических изданий, 1988 - 1997 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (18,3 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
; Забытые слова ■ и«ч■— _____ MW 1 ■ ■ .-■■■ Была така* категория людей в Феодальной Руси — целовальники. Они несли службу в судах, таможнях, питейных заведениях — поч ти везде, где требовалась охрана государ ственных интересов, преграда злоупотребле ниям и плутовству. Мирские люди по пред писанию правительства выбирали на долж ность целовальника «человека доброго, знаю щего...- не вора и не бражника, душою пря ма и животом прожиточного». Избранный к ' государевой службе сро ком на один год да вал клятву, что будет все делать «а правду, безо всякие хитрости». Со времен принятия христианства клятва и присяга на верность сопровождалась целованием креста или и ко ны, обязательно в церкви, в присутствии свя щеннике и должностных яиц. Целовальники собирали «государевы дохо ды»: таможенные пошлины, промысловую де сятину, продавали квэвнные товары — водку, порох, соль. Служба эта считалась «государевым де лом». Местные власти не имели права отры вать целовельников от выполнения возложен ной обязанности, например, послать на заго товку строительных материалов для починки городских укреплений, дать какое-нибудь другое задание. Сами же выбранные, «радея великому государю», допускали всякие зло употребления. Иокаигские и понойские лопа ри писали царю о том, что кольские цело вальники и данщики «кабацкое продажное питье на них наметывают сильно», и они от излишних поборов «многие разбрелися врознь». Правительство запрещало притеснять лопа рей. В ответ на жалобу Лешей лопи после довала царская грамота кольским воеводам. «Чтобы... впредь бы... лопянам напрасных продаж и налогов не было». Продажа населению хмельных напитков яв лялись монополией государства. Питейное де ло было поставлено с размахом — кабаки или винные погреба стояли почти в каждом рус ском селении. В саамские погосты кабацкие целовальники выезжали по нескольку ваз в год. «Хотите пейте или лейте. а нам деньги платите!» — говорили государевы торговцы. Исполнение должности целовальника было разорительной повинностью. Эта служба ни как тіе оплачивалась, а между тем надолго — на год-дза — отрызала человека от промыс лов — основного источника доходов на Сопо ре. Среди населения почти постоянно шли споры, комѵ быть целовальником. Временами коляне подавали правительству челобитные, прося привлечь к казенным службам на Мур мане жителей Двины. В середине X V III века Кола сильно обезлю дела. В феврале 1767 года, в связи с мани фестом Екатерины II о посылке депутатов в Уложенную комиссию , коляне в своем «пред ставлении» писали: «В депутаты выбрать и по слать не из кого, понеже все мы... находимся в Кольском остроге в службах, которыми крайне отягчены...». Кандалакшские крестьяне в своем наказе депутату заявляли о том, что они «претерпе вают крайнее разорение и нищету за выбо ром в службы , то есть: в счетчики и соляные ларешные и в винные целовальники». Анало гичные жалобы высказывали варзужане м другие жители Кольского Севера. Вскоре в России вспыхнула мощная Кресть янская война под предводительством Е. Пуга чева. Она до основания потрясла дворянскую империю . Царском у правительству пришлось пойти на некоторые уступки угнетенному на роду. Обременительные для населения ка зенные службы были отменены. Продаж у ка бацкого питья стали отдавать на откуп мест ным торговцам , а остальные службы возло жили на чиновников. Термин «целовальник» стал историзмом . Кабатчика больше не назы вают целовальником. Теперь он официально именуется «поверенным питейного откупа»... И. УШАКОВ. Краевед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz