Ушаков И. Ф. Забытые слова : подборка статей из периодических изданий, 1988 - 1997 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (18,3 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).

; Забытые слова ■ и«ч■— _____ MW 1 ■ ■ .-■■■ Была така* категория людей в Феодальной Руси — целовальники. Они несли службу в судах, таможнях, питейных заведениях — поч­ ти везде, где требовалась охрана государ­ ственных интересов, преграда злоупотребле­ ниям и плутовству. Мирские люди по пред­ писанию правительства выбирали на долж ­ ность целовальника «человека доброго, знаю ­ щего...- не вора и не бражника, душою пря­ ма и животом прожиточного». Избранный к ' государевой службе сро ком на один год да­ вал клятву, что будет все делать «а правду, безо всякие хитрости». Со времен принятия христианства клятва и присяга на верность сопровождалась целованием креста или и ко ­ ны, обязательно в церкви, в присутствии свя­ щеннике и должностных яиц. Целовальники собирали «государевы дохо­ ды»: таможенные пошлины, промысловую де­ сятину, продавали квэвнные товары — водку, порох, соль. Служба эта считалась «государевым де­ лом». Местные власти не имели права отры ­ вать целовельников от выполнения возложен­ ной обязанности, например, послать на заго­ товку строительных материалов для починки городских укреплений, дать какое-нибудь другое задание. Сами же выбранные, «радея великому государю», допускали всякие зло­ употребления. Иокаигские и понойские лопа­ ри писали царю о том, что кольские цело­ вальники и данщики «кабацкое продажное питье на них наметывают сильно», и они от излишних поборов «многие разбрелися врознь». Правительство запрещало притеснять лопа­ рей. В ответ на жалобу Лешей лопи после­ довала царская грамота кольским воеводам. «Чтобы... впредь бы... лопянам напрасных продаж и налогов не было». Продажа населению хмельных напитков яв­ лялись монополией государства. Питейное де­ ло было поставлено с размахом — кабаки или винные погреба стояли почти в каждом рус­ ском селении. В саамские погосты кабацкие целовальники выезжали по нескольку ваз в год. «Хотите пейте или лейте. а нам деньги платите!» — говорили государевы торговцы. Исполнение должности целовальника было разорительной повинностью. Эта служба ни­ как тіе оплачивалась, а между тем надолго — на год-дза — отрызала человека от промыс­ лов — основного источника доходов на Сопо­ ре. Среди населения почти постоянно шли споры, комѵ быть целовальником. Временами коляне подавали правительству челобитные, прося привлечь к казенным службам на Мур­ мане жителей Двины. В середине X V III века Кола сильно обезлю ­ дела. В феврале 1767 года, в связи с мани­ фестом Екатерины II о посылке депутатов в Уложенную комиссию , коляне в своем «пред­ ставлении» писали: «В депутаты выбрать и по­ слать не из кого, понеже все мы... находимся в Кольском остроге в службах, которыми крайне отягчены...». Кандалакшские крестьяне в своем наказе депутату заявляли о том, что они «претерпе­ вают крайнее разорение и нищету за выбо­ ром в службы , то есть: в счетчики и соляные ларешные и в винные целовальники». Анало­ гичные жалобы высказывали варзужане м другие жители Кольского Севера. Вскоре в России вспыхнула мощная Кресть­ янская война под предводительством Е. Пуга­ чева. Она до основания потрясла дворянскую империю . Царском у правительству пришлось пойти на некоторые уступки угнетенному на­ роду. Обременительные для населения ка­ зенные службы были отменены. Продаж у ка­ бацкого питья стали отдавать на откуп мест­ ным торговцам , а остальные службы возло­ жили на чиновников. Термин «целовальник» стал историзмом . Кабатчика больше не назы­ вают целовальником. Теперь он официально именуется «поверенным питейного откупа»... И. УШАКОВ. Краевед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz