Ушаков И. Ф. Забытые слова : подборка статей из периодических изданий, 1988 - 1997 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (18,3 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).

Пиэц-хут Забытые слова В 1701 году, во время Северной войны, швед­ ская эскадра вошла в Белое море, пытаясь п ро ­ рваться к Архангельску. У Новодвинской крепости русские разбили захватчиков, но угроза нового на­ падения оставалась. Подаоз продовольствия на М урман затруднился. Кольские стрельцы жалова­ лись на хлебную скудность. Ржаная мука исчезла из продажи. Капитан Мартьян Чернцов, ехавший через Лапландию, сообщал: «В лопарях хлеба нет, едят сосну да рьібу». Как понимать — едят сосну? В подробном Описании российской Лапландии, сделанном в 1785 году, м ож н о найти обстоятельный ответ на этот вопрос. Саамы рассказали составите­ лям Описания, что они «употребляют м у ку с сос­ новою корою , и ту кору запасают с осени, во -п е р ­ вых, сдерут с сосны, просушив оную кор у толкут в корытах и «сталкивается та кора наподобие ржи, и, смешавши ту кору с м у кою , варят в посты, и пост- ныя дни в рыбной ухе, а в мясоеды — с мясными щами; и вываривают столь' густо, как кисель». Та­ кую сосновую кашу лопари называют «пиэц-хут». В этнографической литературе употребление со­ сновой каши обычно объясняют крайней бедностью саамоз. Да и сами они постоянно жаловались на «недостаток в по куп ке хлеба за д о ро гим и ценами». Однако сосновую кешу ели не только бедные, но и вполне состоятельные саамы, владельцы оленьих стад. По-видимому, это была традиционная добав­ ка в пищевой рацион. Отвечая же на вопрос, ка­ кими болезнями стращают и часто ли болеют,' ло­ пари говорили: «Бывают только горячки, да и то ред ко , оспа и корю хв приходят лет через два­ дцать и тридцать... о цинги у них не бывает». На тот ж е вопрос русские крестьяне из Поноя отвеча­ ли, что «бывает и цинга». Современный исследователь по этому поводу пи­ шет: «свамы не страдали цингой ввиду повседнев­ ной привычки есть сырое мясо и пить горячую оленью кровь». Хорошее объяснение, но не вполне верное: саамы не могли есть мясо «повседневною. Церковь запрещала употреблять мясо в посты, а они были продолжительными: рождественский пост длился 40 дней, а великий 7 недель и приводился на конец зимы и начало весны — самое трудное в смысле пропитания время. Н. Я. Озерецксаский, обстоятельно изучавший россий скую Лапландию в 1771——1772 годах, отмечал «усердие» лопарей к православной вере: «Многие из них по большим праздникам приходят в Колу единственно для того, чтобы слушать бож ью служ ­ бу», постов они не нарушают и только терские ло­ пари едят куропаток, но делают это «не и х д е р з о ­ сти», а по своему разумению , считая их постной пищей («летучей рыбой»). По примеру саамов сосновую кор у употребляли в пищу в скудные годы и русские крестьяне — кандалакшцы, аарзужане, ковдяне. Отправляясь промышлять на Шпицбер ген или Новую Землю, поморы и коляне обязательно брали, помим о обыч­ ных продуктов, — солод, каднее моло ко , сосновые шишки, а «паче ж всего морош ку , которая почита­ ется за наилучшее предохранительное средство от ЦИНГИ». В XV III ве ке промысел на Шпицбер гене отрывал мореходов от дома на 8 месяцев, а с зимовкой на полтора года и больше. Описан случай, когда поморы пробыли на острове 6 лет. Только мужест­ венные и находчивые люди могли выжить на ледя­ ном, безлесном острове 1— 2 зимсаки. «За великое почитают нещастие ежели исходит у них кислое м о ­ локо и морош ка, из которой и из ржано го солода и воды на сосновых шишках настоенное, делают они для себя особое кислое питье, называемое ставка, предохраняющее от цинготной болезни...» Саамы хотя и считали пиэц-хут неким суррогатом хлеба, ко ш иро ко потребляли его «для здоровья». Летом же, наряду со свежей рыбой, тресковым ж и ­ ром , в пищу шли различные ягоды, ложечная тра­ ве — кохлеария, морская капуста... О коло трети поморов являлись — большею ча­ стью негласно — староверами, цепко держались Древних обычаев, отвергали всякие новшества в питании. Их установка гласила: «Не пить вина, ни чаю, ни кофею , не коптить грудь табаком, спать без подуш ки на же с тком ложе, а есть только со­ леное и кислое, и тогда не заболеешь и не сог­ нешься, а умрешь, так не сгниешь». Сосновая каша давно забыта. Современное пи­ тание позволяет обходиться без пиэц-хута. В 1985 году вышел саамско-русский словарь, содержащий 8000 слов. Хорошо известное в прошлом саамское слово «пиэц-хут» а нем отсутствует. Ушло из ж и з ­ ни. Исчезло из живо го языка... И. УШАКОВ . Краевед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz