Ушаков И. Ф. Забытые слова : подборка статей из периодических изданий, 1988 - 1997 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (18,3 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
Мурманка Забытые слова Все течет, псе меняется. Это сказано еще о глубокой древ ности, двадцать пять веков назад. С тех пор темп развития общества постоянно убыстрялся. Менялась жизнь, менялся язы к. Появлялись новые слова. Выходили из употребления старые, обозначавшие когда-то предметы или явления бытия. Многие из них стали памятниками былой жизни , нашей ис тории. Мы находим их в старинных рукописях, ннигах. Не которые из ныне забытых слов отражают особенности ж и з ни на Кольском Севере, связаны с прошлым нашего края. Об этих словах и пойдет речь. И сегодня, и в дальнейших публикациях. Крупнейший писатель XV II века раскольник Аввакум в своем «Житии» рассказывает, какие почести оказывала ему столичная знать, чтобы склонить на сторону официальной церкви. Вернув непо корно го протопопа из тяжелой сибир ской ссылки Е 1664 году, царь Алексей Михайлович велел поселить его «на монастырском» подворье в Кремли, и в походы мимо двора ходя, — пишет Аввакум , — кланялся часто со мною низенько-таки, а сам говорит: «Благослови де меня и помолися мне!» И шапку в ыную пору, мурман- ку, снимаючи с головы, уронил, едучи верхом. А из коре - ты высунется бывало ко мне. Таже и все бояря...» В приведенном тексте содержится любопытная деталь: глава обширнейшего государства, богатейший человек на Руси, оказывается, носил шапку м урманку. Мы довольно на слышаны о шапке Мономаха, которой при коронации вен чали российских государей, но едва ли ком у известна м у р манка. В XV I! столетии м урманку носили именитые люди, лица высокого общественного положения. В описи теплого пла тья знаменитых промышленников Строгановых сказано: «2 шапки мурманки лисицы черные». Мурманка представляла собой шапку с плоской, расши ряющейся к голове тульею с меховой опуш кой чаще тем - •ного цвета (по выражению псковского документа того вре мени: «лисицы морманки с нацветом»). Исходя из этого, предполагают, что название «мурманка» происходит не от формы головного убора — в общем -то однотипного с др у гими русскими шапками той поры, — а от черно-бурой Ли сицы, обитавшей на Мурмане или привозившейся с М урм а - на, где торговали пушниной местные охотники. Шапка в средневековой Руси не просто головной убор. Это показатель принадлежности человека к определенно му сословию, роду деятельности, национальности. На воен ной и дипломатической службе шапка являлась «знаменем», то есть знаком отличия. На приемах при дворах мо гущ е ственных правителей по головному убору легко было отли чить в толпе представителей разных стран. «Государевы мо сковские послы, — читаем мы в русской летописи XV II ве ка, — знамя колпак, турские земли знамя чолма, цесарские земли знамя шапка римская, польское знамя магирка, свей- ское знамя шляпа». По шапке судили о человеке — его знатности, богатстве или, наоборот, о его простом звании, бедности. «Каков Па хом, такова и шапка на нем», — гласила поговорка. Или еще короче : «По Сеньке и ш а п к а * Какие шапки носили на Кольском Севере? Упоминаний о мурманках в источниках не встречается. Обычные голов* ные уборы мужчин зимою — шапки из овчины и оленьего меха. О летних ж е ясное представление дают голландские гравюры , иллюстрирующие плавания Баренца и нидерланд ских купцов а Ледовитом океане. На русских поморах к о нусообразные колпаки с подогнутыми краями, а на гол ландцах — шапки с меховой опуш кой в виде валика. Разли чить тех и других не составляет труда. П о зже головные уборы несколько видоизменились и стали более разнооб разными, неред ко норвеж ско го производства. При появлении знатных особ и даже обыкновенного на чальства шапку полагалось снимать и униженно кланяться господину. А. И. Герцен описал такой случай. При проезде в Москву на коронацию Павел I в Н овгородской губернии встретил старика-старовера, который стоял «с покрытой головой». Этого император перенести не мог. — Перед кем ты стоишь в шапке? — закричал Павел, отдуваясь и со всеми признаками бешеной ярости: — Ты знаешь меня? — Знаю, — отвечал спокойно раскольник. — Ты Павел Петрович. . — S цепи его, в каторжную работу, в рудники! — про должал рыцарственный Павел... Вспомним теперь прапрадеда Павла — Алексея Михайло вича и упавшую с его головы м урманку. Если сам царь снимал перед протопопом шапку и отвешивал ему низкие поклоны , то это был верх почтения к строптивому расколь нику, о чем Аввакум , заточенный в земляную тюрьму в за полярном Пустозерске, не преминул рассказать своим чи тателям. И. УШАКОВ. Краевед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz