Ушаков И. Ф. Забытые слова : подборка статей из периодических изданий, 1988 - 1997 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (18,3 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
Составил Иван УШАКОВ (Продолжение. Начало в N° 207, 213, 216, 217, 218) Бараний лоб - каменный выступ, сглажен ный некогда отступавшим ледником. Басарга возьмет! - угроза расшалившим ся детям. Басарга - царский опричник, разо ривший в 1568 году многие поморские села (Сказки Терского берега. Л., 1970). Бась какая! - какая красота! Без поводу сами хорошо ходят- не дают себя в обиду, не слушают чужих наставле ний (о стариках в селе Кузомени: газета "Ар хангельск", 1907). Безымень загуляла - появилась хмарь на море, сгустились тучи. Безымень - привиде ние. Белая рыба - озерная и речная рыба, кроме семги и форели (кумжи), которые счи тались "красной рыбой" (Материалы к позна нию русского рыболовства, 1914). Белый мох - ягель, корм для скота. Бить чопорок - охотиться осенью на мо лодых оленей. Была бы рыба, а хлеб будет - поговорка непашенного населения. Коляне и поморы сельскохозяйственные продукты покупали в Архангельске после продажи рыбы. Вернуться с гурьем - прийти с промысла с пустыми руками, не добыть ничего. Взять клеймо - получить у лопаря обяза тельство в уплате долга. "Подьячий Данило Поспелов угрозами... взял клеймо в полуто ра рублях" (Кольский острог, 1704 г.). В скуло - зуботычина. Вшивая борода - ругательство. Вытянуть под кнут - обвинить в преступ лении, при расследовании которого приме нялись пытки. "Ежели меня вытянут, то я и сам вытяну Никиту Рекунова под кнут". Гореть свечой перед Господом - вести праведную жизнь. Город уда, а народ крюк - поговорка о Коле и ее жителях. Город расположен изги бом на мысе, образуемом устьями рекТуло- мы и Колы. Жителей считали язвительными, охочими на острое словцо. Губа что бабий подол - Кандалакшский залив, тихий и мелководный в отличие от бурного и беспредельного Ледовитого океа на. Давно это было, когда еще шиши ходи ли. См.: шиши. Для Бога работаю, а не для ваших бород - слова мастера, рубившего 19-гла вый Воскресенский собор в Коле, обращен ные к подрядчикам. Есть сосну - по недостатку хлеба упот реблять в пищу толченую сосновую кору (Кандалакша, 1785 г.). Звать смерть - рисковать жизнью. "Бед ные кандалакшцы ездят на Новую Землю в таких судах, которые проданы им, беднякам, за негодностью, и вправду говорят в Беломо- рьи: "Они сами зовут смерть к себе, да смерть к ним не приходит". Идти в хоз - в разведку на зверобойном промысле для выяснения ледовой обста новки и выявления тюленей. Когда волос на голове шевелится. Бла горазумные рыбаки при ветреной погоде не выезжали далеко в море. Кола - бабья воля. Колянки, нередко хо дившие на рыбные промыслы, чувствовали себя более независимыми от мужей по срав нению с крестьянками земледельческих местностей. Кормить акул (иначе: метать икру) - бле вать за борт при качке судна на море. На смешка поморов над страдающими морской болезнью. Котора вера гонима, та и права. Убежде ние поморов-старообрядцев. Кто на Мурмане не бывал, тот и горя не видал, Богу не маливался. При буре, в беде, поморы обращались с молитвой к Богу и святым покровителям, особенно к Николе чудотворцу (Е. Двинин. Край, в котором мы живем). Молить ветра - просить поветери (попут ного ветра). Обычай "моления" у поморок накануне возвращения мужчин с промысла. Море слосело - успокоилось, прекрати лось волнение океана. Мошня тебе на уши! - кольское ругатель ство. Нагнетать сундук - готовить приданое не весте (Т. А. Бернштам. Русская народная культура Поморья в Х1Х - начале XX в. Л., 1983). На грош вина - на рубль веревок. Пого ворка на Мурмане о последствиях пьянства рыбаков (потеря снастей в море). Найти богатство - обнаружить неизвест но кем утраченную связку "кож" (звериных шкур с салом), выброшенных морем на берег. На моем страхе - обязательство владель ца судна или кормщика возместить стои мость чужого груза в случае его порчи или утраты при перевозке по морю. Насолить хозяину - испортить рыбу. При погрузке рыбы на судно, в отместку прижи мистому хозяину, работники оставляли 1-2 ряда рыбы без соли. В Архангельске гнилую рыбу приходилось выбрасывать. Не ряхайся, ребята! - не медлите, не зе вайте. Не ходить за толком к соседу - быть сообразительным. Самомнение колян. Нынче много смолы на дороге - смеси снега с водой (Княжая Губа. 1837 г.). Оставить бахилы в Коле. Наемные ра ботники накануне выезда в становища не редко пропивали все свое имущество. Пить куим - участвовать в угощении, ко торое устраивает для мирского схода об щинник, желающий получить нужное ему ре шение. Пить на отвал и до отвала. 25 марта (Благовещенье), накануне отвала (выхода на промыслы из Колы) мурманщики празд новали до упаду (повала) от обильного питья хмельного. По изможенью - стараться, насколько по зволяют возможности (Б. Шергин. Запечат ленная слава). Поклониться чем-либо (см.: любочестье). Запись в расходной книге Кольского батальо на: "Той коровою поклонились господину Кон стантину Ивановичу Расу". 1721 г. Понойская баба - бестолковый человек. "И умен ты, товарищ, а судишь, как поной ская баба". Попечаловать о терящем человеке - по заботиться о заблудившемся (сбившемся с пути) или застигнутом непогодой человеке: приготовить в избушке хлеб, дрова, огневи цу (Б. Шергин). Привязался, как кольский солдат. Вста рину стрельцы (с 1713 года - солдаты) ис пользовались для привода в чем-либо про винившихся людей на допрос к местному начальству. Продать душу. При уравнительном раз деле промысловых угодий общинник мог продать свою долю ("душу"), то есть право на лов семги (Терский берег. 1891 г.). Пропустить воду (иначе: потерять воду). При передвижении по Кольскому за ливу и реке Туломе местные жители пользо вались приливом и отливом морской воды. Упустить время попутного течения воды зна чило позднее намеченного выйти на про мыслы. Ребят в семье много - опечалуют ста рость родительскую - обеспечат родите лей. "Кто харчить будет? Дети родные". Сесть на сухомес - питаться (на промыс ле) толокном, замешенным на воде до гус той каши, за неимением других продуктов или невозможности сварить пищу. Сидеть с Иудой - быть в аду. Скупить с правежа - заплатить чужой долг и избавить должника от телесных нака заний (Кольский острог). С мурманской страды руки-ноги тоснут - от тяжелой работы на Мурмане руки-ноги болят, ноют. С одним брюхом. Покрученн'ики прихо дили на мурманские промыслы, не имея своих припасов, на все хозяйское. Стрелья бы вам в спину. Ругательство. "Колотье во всем теле, особенно всуставах". Табаком подметывать. В XVII веке стро го запрещалось потреблять табак. Воевод ские слуги в Коле подбрасывали табак жите лям (как улику) с тем, чтобы налагать на них штраф. Твоя милость - уважительное обращение к лицу сравнительно высокого положения. Трещочка завсегда хороша. Слово "треска" поморы считали грубым. Убить, что крынку молока испить. Мне ние о нравственном облике ссыльных пре ступников. Временами, особенно в 1775 1805 годах, в Коле находилось немало уго ловников. Были случаи убийства ими мест ных жителей. Хайдуки: нет ни хлеба, ни муки. Неиму щие, обычно пришлые, наемные работники; иначе - казаки. Ходить в рямках - быть одетым в рванье, ходить в лохмотьях. Хоть лыки дери ты с нас. Так хорохори лись работники, угрожая не поехать на ярус в море, если приехавший в становище хозя ин не угостит их вином. Что пня в лесу. Выражение радости по поводу обилия зверей на льду. Что ста'рина, то и деянье. То, о чем гово рят сказители, было в действительности. Старина - рассказ о далеком прошлом. Чудь разыгралась. Так лопари объясня ли возникновение метели (хивуса), разбуше вавшейся стихии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz