Ушаков И. Ф. Забытые слова : подборка статей из периодических изданий, 1988 - 1997 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (18,3 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
Иван УШАКОВ, краевед Наш язык порой весьма колоритно отражает жизненные явления. Не случайно некоторые образные выражения именуются "крылатыми словами", вроде бытовых: "бить баклуши", "тянуть канитель", "попасть впросак" или социально-исторических: "Шемякин суд", "Иван Непомня щий"... Работая со старинными документами Русского Севера, я не раз сталкивался с любопытными выражениями, бытовавшими в народной среде. Вот некоторые из них. I ІР О Д А Т Ь Д У Ш У , в России со вре- ■ ■ мен Петра Первого, ко то ры й в м е сто по д в о р н о го ввел п о д уш н о е на л о го о б ложение, " д у ш а м и " называли кре п о стны х крестьян м у ж с к о г о пола, плативших го су дарственные подати. Д о о тм ены кр е п о с т ного права в 1861 год у п о м ещ и ки н е р е д ко продавали (или по куп а л и) души, иными словами собственных кр е стьян. Но на Кольском Севере, в б е л о м о р с ки х селени ях, выражение "п р о д а ть д у ш у " им ел о со всем д руго й смы сл . Здесь кр е с ть я ч е -о б - Щинники е ж е го д н о (р е д ко раз в д ва-три года)делили п р о м ы с л о в ы е угод ья " п о д у шам". Бедные п о м о ры , не имея оруди й лова, продавали св ою д о л ю ( с е м у ж ь ю то ню или часть ее) со сто я те л ьным лю д ям , а сами нанимались в р а бо ту к богатеям . Продажа наделов была р а с п р о стр а н е н ным явлением в д о р е в о л ю ц и о н н о й д е ревне, и вы р аж е н и е "Я п родал с в ою д у шу1' никого не уд ивл ял о. госуд а рю . Большинство воевод без стес нения грабили подвластное население, и найти управу на них было не во зм ож но . Жители К о л ьско го Севера - посадские люди, крестьяне, стрельцы, лопари и п р о чие - стремились задобрить алчных вое вод: при въезде в гор о д и на праздники несли им деньги, ко п чен ую или свеж ую семгу, калачи. Внешне подношение вы глядело ка к проявление любви к своему начальнику и именовалось "любо чести- е м ". По о бы чаю при вселении нового вла стителя в "в о е в о д ски е х о р о м ы " жители вели ем у на д во р х о р ош ую д ой ную к о р о ву, куп л е н н ую на м и р с ки е деньги. Это на зывалось "покл он иться воеводе к о р о в ою " I J КУПИТЬ С ПРАВЕЖУ. П р а в е ж о м в феодальной России назывался способ взы скания д о л го в п о с р е д с тв ом Физических истязаний. Н е пл ател ьщика податей к а ж д о е утро, к р о м е п р а зд н ико в, в в о д и л и из тю р ь м ы на п л о щ а д к у возле административно-судебного здания (п р и казной или з е м с ко й избы ) и били б атогами по ногам. Д елалось это д о тех пор, пока не уплачивалась взы с ки в а ем а я с ум м а . Видя страдания ч еловека на п равеже, Родственники и д р у з ь я с тр ем и л ись и зы мать тр ебуемые д ен ьги и избавить несча стного от м уче ни й. К о гд а нечего бы ло п0одать из имущества, о б р ащ а л и с ь к ка кому-либо богачу и взывали к е го м и л о - -еРДию. Часто наход ился бл агод етел ь и окупал с п р а в е ж у " и с тя зу е м о го . У п л а т н ы е деньги (о б ы ч н о с лихвой) с л е д о - 'ало вернуть с к у п щ и к у или отработать на его п р омы сл ах. П: ОКЛОНИТЬСЯ КОРОВОЮ. В XV II •е ке все сил ь ным и п р а ви те л ям и в являлись во е в о ды - ц а р с к и е н ам е - • ники с о гр о м н ы м и п о л н о м о ч и я м и . Вое- '■■ДСкую д о лж н о с ть п ол учал и отставные “ *®Р*не в виде награды за д о л г у ю с л у ж б у АСОЛИТЬ ХОЗЯИНУ. Основной отраслью хозяйства на М у рм а н е яв лялся лов трески и палтуса. Богатые п р о мышл енни ки, так называемые "хозяева", с осени давая ссуды хлебом и деньгами, нанимали б уд ущ их работников, которые в марте шли на М урм а н с ки й берег, к весен ней путине, отрабатывать хозяевам свои долги. В хо л о дн ую погод у рыбу сушили, а с наступлением тепла складывали в п о греба и посыпали солью . Как только на Белом м о р е сходили льды, хозяева от правляли в становища суда, ко то рым предстояло отвезти улов на пр о д аж у в Ар ха нге л ьск. Прибыв на М урм а н, то р о ва тый хозяин обильно угощал своих ра бо т ников во д ко й и за кускам и. О д на ко н е ко то ры е с купы е хозяева не хотели тратиться на гульбу, заставляли работников грузить ры б у на судно, чтобы пораньше прибыть на р ы н о к и п о д о р о ж е сбыть ее п окупате л ям . В та ком случае недовольные ра бо т ники, укладывая рыбу в трюм е , клали о д и н -д в а ряда рыбы без посыпки солью, ко т о р ы е вско р е портились и в А р ха н ге л ь ске выбрасывались. Это называлось "н а солить хо зя и ну". О ТБИТЬСЯ ОТ НАВАЛУХИ. Пом о ры ж ил и общи нами , имели с ам о у п р а в ление. На сходах д ом о хо зя е в они вы би рали д о л ж н о с тн ы х лиц - старосту и его п о м ощ н и ко в , - на ко то ры х возлагалась ответственность за сбор податей и испол нение государственных повинностей. М ногим должность была нежелательна: она требовала определенных хлопот, при носила всякого рода неприятности и от влекала от хозяйственной деятельности. Поэтому кандидаты на выборную д о л ж ность всячески уклонялись от нее - отго варивались нездоровьем, неграмотно стью и т. п. Но обычно м ир стоял на своем, понуждая общинника дать согласие на ис полнение должности. Это называлось "на- валухой". Богатые д омохозяева "отбива лись от навалухи" тем, что выставляли м и ру изрядное количество хмельного - "о т купались вином ". У лопарей подобное угощение называлось "пить куим ". Р у к о п р и к л а д с т в о в а т ь . В цар ской армии офицеры нередко "в о с питывали" солдат р укоприкл адством - зу ботычинами, пощечинами, ударами кула ка. В бытовой и деловой жизни это слово применялось в д р у гом значении - собст венноручно ставить подпись на д о к у м е н те. Полагалось рукоприкладствовать под решением ("п р и го в о р о м ") схода д ом о х о зяев, на челобитных (прошениях), разных актах (сделках купли-прод ажи, залога имущества и т. п.). Каждый домохозяин, будь то п ом о р или лопарь, имел личное клеймо, которое рисовал на документе вместо подписи, если был неграмотным, а писарь ставил пояснение, кем поставлено клеймо. При рукоприкладстве часто ука зывалось социальное положение (кресть янин, стрелец, купец), д олжность (старо ста, кабацкий целовальник), п ринад л еж ность к сельском у обществу (кандалакша- нин, варзужанин и т. д.) подписующегося. Клеймо иногда вырезалось на д еревян ных изделиях - прялках, колыбелях, вес лах. Н а гн е т а т ь с у н д у к . "Гнет" - при давливающий груз. Это камень на крыш ке в кади с рыбой или грибами; шест, ко то рым прижималось сено при п еревоз ке, и т. д. Нагнетать - значит уплотнять. С унд ук представлял из себя деревянный ящик с крыш ко й на петлях, в ко то р ом хранили о д е ж д у и ценные вещи. Сундук обычно оковывался полосками железа, окрашивался и украшался цветными у зо рами и фигурами. Свои д ом а помо ры не запирали, но сундуки имели запор, и без ключа откры ть их было непросто. В сундук складывалось приданое невесты - платье, скатерти, шитые ж е м ч у го м головные уб о ры, полотенца и т. п. В невесте не столько ценили красоту, как здоровье и тр у д о лю бие. К выходу зам уж девуш ка старалась изготовить или приобрести подвенечные одеяния и набор необходимых в быту ве щей. К р укод ел ьниц е с хорошим "с у н д у к о м " сваты шли в пе р вую очередь. В сун дук невесты складывались подарки бабу- ьиек (старинные наряды, вещи-талисма ны). В ши ро ком смысле выражение "н а гнетать сунд ук" означало "богатеть, ска п ливать солидное достояние" и нередко учало неодобрительно, осуждающе, как обогащение за счет ч ужого труда, экс плуатации наемных работников. Н ЕПОПАЖНЫЙ ГОД. Главными ис точниками дохода для поморов яв лялись лов рыбы и охота на м о р ских з рей. Жители Кольского Севера говорили: м оре - наша нива, оно кормит и одевает нас. Но труд на м ор е был тяжел и опасен. В штормы немало людей гибло. К роме того, случались годы неудачные по р е зультатам промысла, так называемые "не п о паж ны е", когда в закинутые снасти ничего не попадало, и ловцы во звращ а лись с м ор я "с гурь ем ” , то есть с пустыми ір укам и . Продавцы государевых питий на (Мурмане не раз доносили правительству о сокращении кабацких доходов, потому |что промышленники и ели ничтожные уловы, а иные "ничего не д обы л и". Осо- енно часто непопажные годы бывали на веробойном промысле вследствие за падных ветров, которые относили льды с д еж кам и тюленей далеко от берегов. И д т и п о д б л а г о д а т ь ю , лов трески и палтуса на М у рм а н с ком (ныне Баренцевом) море велся с лодок (шняк) в 5-30 и более верстах от берега. Шняка - судно тяжелое, м ал оповоротл и вое, с тремя парами весел. Путь от стано- I вища к месту лова и обратно требовал от \ гребцов больших усилий. Промышленни- \ ки радовались и благодарили Бога, если 1возникал попутный ветер. Тогда на шняке (ставили прямой парус, носивший лю б о в - ое название "благодать". Идти "п о д бла- датью", да еще с хорошим уловом, бы - истинным удовольствием поморов. РЕСТОВАТЬСЯ. В течение четырех столетий, до второй половины XIX века, на Кольском Севере (в пределах ны нешней М урм а нско й области) по соседст ву жили два народа - лопари (менее 2 тысяч человек) и русские (5-7 тысяч че ло век). Полукочевники-лопари (саами) за нимались преимущественно рыболовст вом и оленеводством. Русские жили о се д ло, имели тесные связи с Архангельском и Норвегией, откуда получали все, что не производили в собственном хозяйстве: металлические изделия, ткани, материалы для изготовления сетей и т. д., снабжали товарами лопарей, не имевших м о р е х о д ных судов. М е ж д у русскими и лопарями сложились очень дружественные о тнош е ния. Писатель-этнограф Сергей М а кси мов, побывавший на К ольском п о луостро ве в 1856 году, отмечал "ве ко во й обычай крестования... понравится чем-нибудь, угостит хорошо или даст вы годную плату за промысел давний лопарский зна ком е ц - п ом о р - лопарь не замедлит предложить ем у покрестоваться, то есть обменяться крестами, сделаться крестными братья ми. Лопарь, по свершении обряда обмена (нательных) крестов, дарит "кр е с то в о м у " все, что есть у него лучшего: лучший о л е ний мех, лучш ую звериную ш ку р у - б о б р о вую или черно-бурой лисицы. К р есто вый русский должен, в свою очередь, о д а рить, чем может, своего крестового б р а - та-лопаря". Перечень образных выражений не ис черпывается приведенными в статье. Д е ло лингвистов - выявить их и полнее п р е д ставить соврем енному поколению яркий язы к наших предков.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz