Ушаков И. Ф. Забытые слова : подборка статей из периодических изданий, 1988 - 1997 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (18,3 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).

Любочестье Забытые слова В средневековой Руси должностные лица, посыла­ емые князем в города и во­ лости, получали содержание («корм») от местного насе­ ления. Сначала нм давали «въезжий корм», затем нес­ ли продукты и деньги на крупные' праздники. потом «на провадины» — отъезд по окончании срока службы. При Иване Грозном кормленчество специальным законом было отменено. Од­ нако обычай делать «подне­ сения» приказным людям сохранился повсеместно. ГІо понятиям того време­ ни считалось, что это не побор, а знак уважения представителя царской власти в крае. Отсюда ус­ тойчивая словесная форму­ ла: «яесеію в любочестье». Обычай этот практико­ вался и на самом высшем уровне. На пасху к царю являлись церковные иерар­ хи и гости и подносили эо- лотые. Первым дарил пат­ риарх: царю — 100 золо­ тых, наследнику — 50, другим членам царского се: мейства — по 30. Один год общий принос царю Алек­ сею Михайловичу составил 2.359 монет. Богатейший из купцов Строганов поч­ тил высокую семью, поми­ мо золотых, драгоценными одеждами, серебряными кубками и связками шкур отборных соболей. Приношения поступали от всех разрядов подвластно­ го населения. Сохранилась, подлинная «Книга расход­ ная Кольского баталнона» за 1721 год, в которой вы­ борные старосты аккуратно записывали все «любочест- ные подносы» управителям и другим лицам. Военнослужащие собира­ лись в «солдатской съезжей избе» и решали, кому в в каком размере сделать при- ношеннс. При этом руковод­ ствовались обычаем и стре­ мились не нанести своим командирам обиды. Это был своеобразный подкуп, подачка «для чести». Правительственная ре­ визия. однако, не нашла ка- ких-лнбо злоупотреблений управителей. Они принима­ ли от солдат, по словам до­ кумента, лишь то, «хто чем почтил их любовно». Подношения делались «по приговору сержантскому и капральскому и всех рядо­ вых солдат», следователь­ но, являлись законными. Постепенно речение «чес­ ти в любочестие» выходит из употребления, но прак­ тика подкупа нужных лю­ дей не исчезла. В декабре 1773 года Соловецкий мо­ настырь отправил в Петер­ бург на продажу 7 подвод соленой семги. Монастыр­ ские служители получили «реэстр, кому сколько от обители в честь поднести*. В списке поименно значат­ ся разные чины: генерал- прокурор, оборсснрегарь. экзекутор, советник, секре­ тари, комиссар, протоко­ лист, а на Мытном дворе, «при торгу... купцам в поч­ тение» — кому по рыбе, кому по нерпичьей шкуре. Монахи хорошо зналн жизненный принцип вре­ мени: не подмажешь — не поедешь. Подношения дела­ лись в открытую. Если ино­ гда слышался упрек, то до­ вольно своеобразный: «Не по чину берешь!». Времена с той поры из­ менились. однако должност­ ные лица и сегодня не отка­ зываются от подарков под­ чиненных. Правда. теперь это называется взяткой. И. УШАКОВ. Краевед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz