Ушаков И. Ф. Забытые слова : подборка статей из периодических изданий, 1988 - 1997 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (18,3 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
Забытые слово: « К р в С Т Н О в б р О Т С Т В Ѳ » В середине XV века в землях Терской Лопи появляются рус ские селения Умба и Варзуга. Ме жду русскими поселенцами н ло парями устанавливаются посто янные деловые отношения. Миро любивые крестьяне были не только выгодными торговыми парт нерами. Во время голодовок ло пари могли получить у них ссуду хлебом и тем иногда спасали себя от смерти. Русские поселенцы це нили саамов за честность, друже любие, готовность прийти на помощь. Когда же лопари приняли кре щение, единство веры еще больше способствовало сближению двух народов. Между ними участились браки, поездки в гости, совмест ная работа на промыслах. Уже в XVI веке возник обычай крестовапия — лопарь и русский менялись нательными крестами и становились «крестными братья ми*. Крестовые братья в свободное от промыслов время нередко по сещали друг друга. Русский хле босол сажал гостя на почетное место, радушно угощал его, на прощание давал подарки жене и детям. Еще более почтительно встречали русского гостя лопари в своем скромном жилье — веже или тѵпе. Н. Озерецковский, изу чавший Лапландию в 1771— 1772 годах, пишет: когда к лопарю приедет «знакомый из коляя, то женщины и мужчины тотчас скла дывают на своем языке -песнза в — пшишшш под которой гостя много раз называ ют по имени, описывают его рост, вид и убор с головы до ног, и по ют из всей силы, прибавляя к ре чам о-о-о-о, и притопывая нога ми». Простых тружеников — кре стьян и рядовых колян нельзя сме шивать со всякими корыстолюб цами, которые обирали лопарей. Этой разницы, к сожалению, не видел известный исследователь быта саамов Н. Н. Харузин. В своей книге он утверждал, что за всю историю «кроме обмана, ло пари ничего не видели от рус ских», что «соседство русских» принесло лопарям «полтьісячеле- тие постоянных страданий». А между тем, они вместе боро лись со своими разорителями и мучителями. В 1698—1699 годах население Кольского уезда высту пило против воеводы Ивана Во ронецкого. В составлении челобит ной царю участвовали как рус ские, так и лопари. Когда же один из жалобщиков оказался в Коле, Воронецкий по слал денщика «взять лопина в приназ», но стрелец Елфим Дом- рин заступился и «того лопина... отбил и в приказ весть не дал». Ответа на первые челобитные не последовало. Тогда жители Колы отправили к Петру I новых гонцов — посадского человека Ан- типу Аврамова н лопаря Артемия Миклюка, которые заявили, что они проберутся «-к Москве... сто- роязимн дорогами ѵ, минуя расстав- ш ленные воеводой караулы. Во ронецкий был отозван с воеводст ва. Путешественники XIX века оставили много свидетельств дру жбы русских тружеников и лопа рей. Вот некоторые из них. Выдающийся этнограф С. Мак симов, побывав на Кольском Се вере, отмечал: «Миролюбивым ха рактером дышат все отношения лопарей к русским... Угодит в чем-нибудь, понравится чем-ни будь. угостит хорошо или даст вы годную плату за промысел давний лопарский знакомец-помор — ло парь не замедлит предложить ему покрестоваться, то есть обменять ся крестами, сделаться крестными братьями. Лопарь, по свершении обряда обмена крестов, дарит «крестовому» все. что есть у него лучшего: лучший, олений мех, лучшую звериную шкуру — бо бровую или черно-бурой лисицы. Крестовый русский должен, в свою очередь, отдарить, чем мо жет, своего крестового брата — лопаря... Лопари охотно и часто выселяются ближе к русским селе ниям... охотно, особенно в послед нее время, они жецятся на рус ских девушках». Коляне в разгово ре с автором очень уважительно отзывались о лопарях: «Это доб рый народ, — говорили они. — Грех обижать лопаря». Вспомним попутно, как запад ноевропейские колонизаторы ты сячами истребляли индейцев Америки, устраивали охоту на чернокожих жителей Африки, Ни чего подобного в России не было. - Русские всегда терпимо относи лись к верованиям и обычаям «инородцев», вступали с ними в браки — в Поволжье, Сибири, на Севере, всюду, где они селились в инородной среде. Лучшие люди русского общест ва стремились облегчить положе ние лопарей, задавленных царски ми властями и местными богатея ми. Священник Г. Терентьев до бился отмены кабального догово ра на аренду туломского забора, писал статьи в архангельских из даниях в защиту лопарей, учил их огородничеству и скотоводству. Трогательную заботу о лопарях проявляла смотрительница Орлов ского маяка Т. Куковерова, оста вившая 'по себе память как «мать лопарей». Чиновник Н. Макше- ев писал о ней: «Татьяна Иванов на поистине друг человечества н единственный добровольный врач на всем Терском берегу и во всей Лапландии». . Много сил отдал лечению лопа рей доктор И- Шмаков. «Как уро женец Лапландского полуостро ва.., несколько донимающий ~ях разговорную речь. — писал он, —- я встречал в среде их полное до верие». Этот перечень можно про должить. Забытые слова... Каждоэ вз них — памятник навсегда ушед шей жизни, большого или налого явления в ней. И. УШАКОВ. Краевед. - — 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz