Ушаков И. Ф. Забытые слова : подборка статей из периодических изданий, 1988 - 1997 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (18,3 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).

Забытые слово: « К р в С Т Н О в б р О Т С Т В Ѳ » В середине XV века в землях Терской Лопи появляются рус­ ские селения Умба и Варзуга. Ме­ жду русскими поселенцами н ло­ парями устанавливаются посто­ янные деловые отношения. Миро­ любивые крестьяне были не только выгодными торговыми парт­ нерами. Во время голодовок ло­ пари могли получить у них ссуду хлебом и тем иногда спасали себя от смерти. Русские поселенцы це­ нили саамов за честность, друже­ любие, готовность прийти на помощь. Когда же лопари приняли кре­ щение, единство веры еще больше способствовало сближению двух народов. Между ними участились браки, поездки в гости, совмест­ ная работа на промыслах. Уже в XVI веке возник обычай крестовапия — лопарь и русский менялись нательными крестами и становились «крестными братья­ ми*. Крестовые братья в свободное от промыслов время нередко по­ сещали друг друга. Русский хле­ босол сажал гостя на почетное место, радушно угощал его, на прощание давал подарки жене и детям. Еще более почтительно встречали русского гостя лопари в своем скромном жилье — веже или тѵпе. Н. Озерецковский, изу­ чавший Лапландию в 1771— 1772 годах, пишет: когда к лопарю приедет «знакомый из коляя, то женщины и мужчины тотчас скла­ дывают на своем языке -песнза в — пшишшш под которой гостя много раз называ­ ют по имени, описывают его рост, вид и убор с головы до ног, и по­ ют из всей силы, прибавляя к ре­ чам о-о-о-о, и притопывая нога­ ми». Простых тружеников — кре­ стьян и рядовых колян нельзя сме­ шивать со всякими корыстолюб­ цами, которые обирали лопарей. Этой разницы, к сожалению, не видел известный исследователь быта саамов Н. Н. Харузин. В своей книге он утверждал, что за всю историю «кроме обмана, ло­ пари ничего не видели от рус­ ских», что «соседство русских» принесло лопарям «полтьісячеле- тие постоянных страданий». А между тем, они вместе боро­ лись со своими разорителями и мучителями. В 1698—1699 годах население Кольского уезда высту­ пило против воеводы Ивана Во­ ронецкого. В составлении челобит­ ной царю участвовали как рус­ ские, так и лопари. Когда же один из жалобщиков оказался в Коле, Воронецкий по­ слал денщика «взять лопина в приназ», но стрелец Елфим Дом- рин заступился и «того лопина... отбил и в приказ весть не дал». Ответа на первые челобитные не последовало. Тогда жители Колы отправили к Петру I новых гонцов — посадского человека Ан- типу Аврамова н лопаря Артемия Миклюка, которые заявили, что они проберутся «-к Москве... сто- роязимн дорогами ѵ, минуя расстав- ш ленные воеводой караулы. Во­ ронецкий был отозван с воеводст­ ва. Путешественники XIX века оставили много свидетельств дру­ жбы русских тружеников и лопа­ рей. Вот некоторые из них. Выдающийся этнограф С. Мак­ симов, побывав на Кольском Се­ вере, отмечал: «Миролюбивым ха­ рактером дышат все отношения лопарей к русским... Угодит в чем-нибудь, понравится чем-ни­ будь. угостит хорошо или даст вы­ годную плату за промысел давний лопарский знакомец-помор — ло­ парь не замедлит предложить ему покрестоваться, то есть обменять­ ся крестами, сделаться крестными братьями. Лопарь, по свершении обряда обмена крестов, дарит «крестовому» все. что есть у него лучшего: лучший, олений мех, лучшую звериную шкуру — бо­ бровую или черно-бурой лисицы. Крестовый русский должен, в свою очередь, отдарить, чем мо­ жет, своего крестового брата — лопаря... Лопари охотно и часто выселяются ближе к русским селе­ ниям... охотно, особенно в послед­ нее время, они жецятся на рус­ ских девушках». Коляне в разгово­ ре с автором очень уважительно отзывались о лопарях: «Это доб­ рый народ, — говорили они. — Грех обижать лопаря». Вспомним попутно, как запад­ ноевропейские колонизаторы ты­ сячами истребляли индейцев Америки, устраивали охоту на чернокожих жителей Африки, Ни­ чего подобного в России не было. - Русские всегда терпимо относи­ лись к верованиям и обычаям «инородцев», вступали с ними в браки — в Поволжье, Сибири, на Севере, всюду, где они селились в инородной среде. Лучшие люди русского общест­ ва стремились облегчить положе­ ние лопарей, задавленных царски­ ми властями и местными богатея­ ми. Священник Г. Терентьев до­ бился отмены кабального догово­ ра на аренду туломского забора, писал статьи в архангельских из­ даниях в защиту лопарей, учил их огородничеству и скотоводству. Трогательную заботу о лопарях проявляла смотрительница Орлов­ ского маяка Т. Куковерова, оста­ вившая 'по себе память как «мать лопарей». Чиновник Н. Макше- ев писал о ней: «Татьяна Иванов­ на поистине друг человечества н единственный добровольный врач на всем Терском берегу и во всей Лапландии». . Много сил отдал лечению лопа­ рей доктор И- Шмаков. «Как уро­ женец Лапландского полуостро­ ва.., несколько донимающий ~ях разговорную речь. — писал он, —- я встречал в среде их полное до­ верие». Этот перечень можно про­ должить. Забытые слова... Каждоэ вз них — памятник навсегда ушед­ шей жизни, большого или налого явления в ней. И. УШАКОВ. Краевед. - — 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz