Ушаков, И. Ф. Успенская церковь в селе Варзуге / И. Ф. Ушаков ; [рис. Т. Шороховой]. - Мурманск : [б. и.], 2015. - 36 с. : ил.

мотный отец считал своим долгом иметь хотя бы одного грамот­ ного сына. Школ, как специальных заведений, в поморских селениях не было. Детей обучали грамоте домашним способом: родители со­ обща или в одиночку нанимали учителя, который и вел занятия с детьми в обыкновенной избе. Среди поморов встречались любители чтения, переписчики книг и даже сочинители, которые составляли «соборники» (сбор­ ники произведений на разные темы) по вкусу заказчика. Иногда «соборник» достигал 500 - 600 листов и представлял собой целую домашнюю библиотеку в миниатюре. В Успенской церкви в свое время хранился «Соборник», написанный неким Андроником в период царствования Бориса Годунова (1598 - 1605 гг.). В нем 285 листов. Помимо 24 канонов (праздничных церковных песнопений), в «Соборник» включено 36 литературных произведений: «Сказание о яйце», дающее кар­ тину мироздания, притча о календаре - «О некоем царе, которому служат 4 правителя, 12 князей и 365 домочадцев», повести о нашествии татар на Рязань и о защите Пскова от войск Стефана Батория, статья «О кончине века и антихристе», рассказы о чуде­ сах, житейские наставления (вроде: «со всяким знайся, всякого люби, а не всякому тайну свою поведай»), изречения, беседы о том, как спастись, то есть попасть в рай после смерти, сочинения, осуждающие монахов, которые уходят из монастыря, «блазнятся о женитве», шатаются «назирающе, где пирове». Содержание варзужского «Соборника» позволяет нам судить о кругозоре и литературных интересах местных книжников. Средневековый человек был религиозным. Не имея научного представления об окружающем мире, он искренне верил в то, что все сущее есть творение бога и все происходящее - в семейной жизни, в обществе, на промыслах - зависит от его воли. Иногда многодневные дожди так поднимали уровень и усиливали стре­ мительность движения воды в реке, что она размывала и разноси­ ла «забор», и люди лишались улова. Случалось, ветры отгоняли от берега льды, на которых находились лежбища тюленей, и зве­ робои возвращались с промысла без добычи. «Все в руке божь­ ей», - говорили поморы. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz