Ушаков, И. Ф. Успенская церковь в селе Варзуге / И. Ф. Ушаков ; [рис. Т. Шороховой]. - Мурманск : [б. и.], 2015. - 36 с. : ил.

Старинный крест, снятый с церкви, в 1895 году был постав­ лен «для поклонения» людям на берегу острова Высокого, по реке Варзуге, в трех верстах выше села. По отзыву специалистов, все ремонтные работы технически выполнены тщательно и квалифицированно. Но облик церкви претерпел дальнейшие изменения: «городковый» (многоуголь­ ный) лемех на главке заменили простым - треугольным, крытую лемехом шейку обили тесом, исчезли красивые «воротнички» - зубчатые пояса в местах сочленения шейки с шатром и главкой, шатер по примеру фасадов одели горизонтальной обшивкой вме­ сто прежней вертикальной, что ослабляло впечатление устрем­ ленности здания ввысь. Летом 1913 года церковь была заново окрашена: стены и ша­ тер - белою краскою, фронтоны бочек и башенок - голубою, кровля на выступах и пристрое - мумиею (красно-коричневым цветом), главка - медянкою, а крест - кроном (желтым цветом); внутри церкви стены окрасили белилами, а пол и амвон (возвы­ шение перед царскими вратами, с которого произносились пропо­ веди) - желтою краскою. Если внешняя обшивка стен тесом еще в какой-то мере оправдывалась заботой о лучшей сохранности здания, то измене­ ние внутреннего облика церкви ясно отражает стремление духов­ ных властей изгнать из деревянных культовых построек народный художественный стиль. Вот что пишет по этому поводу видный советский ис­ следователь старинного зодчества архитектор А. В. Ополовников: «Внутренняя тесовая обшивка стен и потолков «вагонкой», вы­ крашенная масляными белилами, «обновленный иконостас», обильно «приукрашенный» всякого рода деталями, выполненны­ ми в формах, заимствованных из всех стилей прошлого, много­ численные бутафорские жестяные штампованные изделия фаб­ ричного производства - паникадило, подсвечники, лампады и прочая «благолепная» мишура - все эти нововведения были при­ званы прежде всего ошеломить входящего показной театральной пышностью и блеском... Все, что роднило прежний интерьер церкви с интерьером жилой избы и соответствовало эстетическим вкусам народа, было вытравлено в процессе позднейших переделок». 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz