Ушаков, И. Ф. Успенская церковь в селе Варзуге / И. Ф. Ушаков ; [рис. Т. Шороховой]. - Мурманск : [б. и.], 2015. - 36 с. : ил.
ны были иметь сведения о его смерти. В условиях того времени было не просто знать о судьбе человека, проживавшего где- нибудь в Москве или цен і ре России. Все это дает основание считать версию о постройке церкви московскими зодчими недостоверной. Не исключено, что зодчий жил в самой Варзуге - наиболее крупном селении Терского берега. До нас дошла перепись патри арших крестьян села Варзуги, сделанная в 1678 году. Среди них встречаются и «строители», причем термин этот в профессио нальном отношении не равнозначен «плотнику». Плотник выпол нял простую работу. Строитель - более квалифицированный че ловек, способный возводить здания, «строения». Некоторые из строителей добывали себе средства существования не промыслом, а работой по специальности. По описи, они не самостоятельные хозяева, а подсоседники - люди, живущие на чужом дворе: «Под- соседник Сысойко Фомин сын, плотник... Васька Федоров сын, строитель... у него же подсоседник Родька Тимофеев сын, строи тель...». Один из живущих ремеслом в год окончания строитель ства Успенской церкви переехал в селение Кузомень: «Митька Федоров сын, плотник... поселился вновь со 182 (1674) году». Как знать, может быть, это и есть те люди, которые вместе с Климентом строили Успенскую церковь? Иногда высказывается мнение, будто древние мастера возво дили храм «не богу», а ради «земной красоты», как произведение искусства*. В подобного рода высказываниях сквозит непонимание ду- Поэт Всеволод Рождественский вкладывает в уста строителя Кижского храма такие слова: «Не богу, а людям трудился я впрок, Сдержав заповедное слово, И ведаю - вновь уж никто бы не мог Воздвигнуть здесь чуда такого! Как песня, как сказка, сей храм не умрет, До внуков дойдет, как преданье, А рублена церковь, чтоб вечно народ Хранил красоты достоянье!» (Аленушка. - М., 1971. С. 94) 17 ѵ г’ !ценная областная универсальная научная библиотека
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz