Ушаков, И. Ф. Успенская церковь в селе Варзуге / И. Ф. Ушаков ; [рис. Т. Шороховой]. - Мурманск : [б. и.], 2015. - 36 с. : ил.

другого источника. В начале XX века краевед Андрей Попов, про­ сматривая в Архангельском древнехранилище старинные руко­ писные книги, обнаружил синодик (перечень имен умерших для поминания во время богослужения) Успенского прихода, в кото­ ром на странице 4-й значилось имя строителя церкви - Климента. Никаких других сведений о Клименте пока не найдено. В советской искусствоведческой литературе можно встретить утверждение, будто Успенскую церковь построили московские зодчие по образцу храма Вознесения в селе Коломенском. Едва ли такое предположение соответствует действи­ тельности. Сходство Успенской церкви с каменной церковью в селе Коломенском самое общее - в шатровой форме и наличии галерей. Но и шатер, и галереи Успенской церкви не являются подражанием коломенским. По своему устройству они совершен­ но иные. К тому же шатровый верх не был принадлежностью только московского зодчества. Он распространен по всему Рус­ скому Северу, и, если уж говорить о заимствовании, легче было взять для подражания наиболее удачные образцы деревянных ша­ тровых церквей в Поморье (например, Вознесенскую церковь в селе Пияле близ Онеги), которые действительно могли послужить прототипом для Успенской церкви. В Поморье имелось много своих умельцев-строителей, которые лучше, чем московские ма­ стера, знали вкусы крестьян-заказчиков. И незачем было при­ глашать в далекое, почти безвестное село столичных зодчих. Раз­ ве для них не существовало другой, более важной работы в Москве и ее окрестностях? Но, может быть, мастеров прислали из Москвы по распоря­ жению высшей духовной власти - ведь та часть села, где стояла Успенская церковь, являлась вотчиной Патриаршего дома? Нет, этому противоречит проводившаяся в то время высшим духовенством политика искоренения шатрового стиля из практи­ ки церковного строительства. Патриарх Никон предписывал: «Церковь строить по правилам святых апостол и святых отец, чтобы была о пяти верхах, а не шатром». Пятиглавие насаждалось сверху и после Никона. Если бы варзужскую церковь сооружали московские зодчие, они, конечно, не стали бы строить ее шатро­ вой. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz