Ушаков, И. Ф. Успенская церковь в селе Варзуге / И. Ф. Ушаков ; [рис. Т. Шороховой]. - Мурманск : [б. и.], 2015. - 36 с. : ил.

молитвы, причащались, исповедовались, чтобы через «святые та­ инства» получить от бога благодать. Инициатива строительства храмов часто исходила не от ка­ кого-либо начальства, а от самих верующих. Храм, согласно христианскому вероучению, - место «особо­ го присутствия божия», место общения человека с небесными си­ лами. Поэтому рубить церковь поручалось далеко не всякому плотнику. Для этого отбирались люди «негреховного» поведения, «единобрачные, а не двоеженцы». Поморы почти сплошь хорошо владели топором. Они сами ставили себе избы, хозяйственные постройки, «заборы», изготов­ ляли мореходные и промысловые суда. Жилище и дворовые по­ стройки рубились просторные, высокие. Крылись они не соломой (хлеба варзужане не сеяли), а тесом. В окна вставлялась прозрач­ ная слюда, а не пленка бычьего пузыря. Крыльцо, наличники окон, причелины своих изб, а также домашние вещи (прялки, де­ ревянную посуду и прочее) они любили украшать худо­ жественной резьбой. Дома строились по-новгородски, в два этажа. Нижний, нежилой этаж (подклет) использовался для хозяйствен­ ных надобностей (как кладовые, сараи, мастерские). В верхнем этаже, помимо избы, около половины пространства которой зани­ мали печь и кухня, нередко имелись еще чистая неотапливаемая комната - горница, в которой жили и принимали гостей в теплое время года, и клеть - помещение для хозяйственных работ н хра­ нения припасов. Примером крестьянского домостроения может служить двор зажиточного варзужанина Козьмы Ивановича Юкшеева, отдан­ ный «вкладом» Соловецкому монастырю (1581 год): «...Во дворе хором: изба на змосте с комнатою, да клеть на подклете, да сени, да сенник на дву хлевах, да мыльня, да по другую сторону ворот горенка на подклете, да сени, да клеть на подклете, да на улици против двора анбар, да на Яме, где лодьи приставают, анбар, да огородец за двором капустник». По описи 1563 года в Варзуге было три церкви: на левом бе­ регу реки, в большей части села, одна - Николы-чудотворца и другая во имя апостолов Петра и Павла, а третья - на противопо­ ложном берегу - Успения пречистой богородицы. 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz