Ушаков, И. Ф. Памятник русского деревянного зодчества XVII века - Успенская церковь в селе Варзуге / И. Ф. Ушаков ; Мурм. обл. отд-ние Всерос. о-ва охраны памятников истории и культуры. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 47, [1] с. : ил.
36 А. А. Морозов. Юность Ломоносова. Архангельск, 1953, стр. 286—288. 37 Ан. Попов. Указ. раб., стр. 2—7. 38 И. Сибирцев. О старинном устройстве деревянных церквей на Севере в идейном и эстетическом отношениях («Известия Архан гельского общества изучения Русского Севера», 1914, № 3, стр. 15). Дадим для сравнения описание стенной живописи в Кандалакш ской церкви Иоанна Предтечи, построенной в 1778 году: «Слева от входа во всю стену изображено «Второе страшное пришествие Гос пода Иисуса Христа». Вся картина разбита на отдельные части... Тут и две смерти: «смерть праведника» и «смерть грешника», причем около праведника стоят ангелы, а около грешника — злой дух, про тыкающий горло грешника пикой. Есть и весы, на чашки которых ангелы и бесы накладывают добрые и злые дела в присутствии ожи дающего своей участи покойника. Через всю картину проходит изви вами змей-соблазнитель, и на нем белые кольца с надписями: „Со домский грех”, „Блуд”, „Чародей”, „Убийство”, „Ереси”... А внизу изображены муки. ... в котле, над которым видны языки пламени, ле жит грешник, и над ним текст: „Мука за гнев”. В другом котле над огнем целая группа людей, и надпись гласит, что „се мука ерети кам”» (А. Рснников. «Навстречу северному сиянию». — Газета «Ар хангельск», 1916 г., 28 октября, № 239). 39 История русской архитектуры. М., 1956, стр. 188; А. В. Опо лов ников. Указ. раб., стр. 41—42. 40 Ан. Попов. Указ. раб., стр. 10— 11. 41 А. В. Ополовников. Указ раб., стр. 50—51. 42 И. В. Евдокимов. Север в истории русского искусства. Волог да, 1920, стр. 33. 43 А. А. Каретников. Указ. раб., стр. 7. Облик Климентовской церкви в с. Уне см.: «История русской ар хитектуры», стр. 114. Дата постройки «первой церкви» в Уне •— 1501 год, — по-видимому, относится к предшественнице Климентов ской церкви, так как в 1891 году, то есть спустя 390 лет после соору жения, церковь была еще «весьма прочной» (Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1. Архан гельск, 1894, стр. 218). Она построена пятиглавой, вероятно, под вли янием официального запрещения строить одноглавые шатровые церкви (четыре главки поставлены снизу, на бочках — как будто вынужденная уступка требованиям духовных властей). Не исклю чено, что она была сооружена тем же мастером, что и Успенская цер ковь в селе Варзуге. 44 И. В. Евдокимов. Указ. раб., стр. 39. 45 Акт обследования Успенской церкви от 20 июня 1960 года (хранится в фондах Мурманского областного краеведческого музея). П о т и р — чаша (для причащения), л ж и ц а — ложечка, д и с к о с - блюдо. 46 М. Мильчик. Эффект присутствия (журнал «Турист», 1968, № 1, стр. 24—25). 17 В. Д. Бонч-Бруевич. Ленин и культура («Литературная газе та», 21 января 1940 г., № 4).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz