Ушаков, И. Ф. Памятник русского деревянного зодчества XVII века - Успенская церковь в селе Варзуге / И. Ф. Ушаков ; Мурм. обл. отд-ние Всерос. о-ва охраны памятников истории и культуры. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 47, [1] с. : ил.

Постепенно на Кольском полуострове исчезли почти все культовые постройки. На Терском берегу осталась нетронутой только одна Успенская церковь. Видимо, ме­ стные жители сознавали ее художественную и историче­ скую ценность и позаботились о сохранении памятника. В 1947 году Успенская церковь в селе Варзуге была обследована архитектором А. В. Ополовниковым, кото­ рый сделал обмеры и чертежи здания, а затем, в 1955 го­ ду, в «Архитектурном наследстве» (№ 5) опубликовал обстоятельное сообщение об этом, как он выразился, «выдающемся сооружении русского деревянного зодче­ ства». В 1960 году Успенскую церковь посетила группа ра ­ ботников Государственного Эрмитажа (Ленинград) в со­ ставе старших научных сотрудников А. С. Косцовой и Б. В. Сапунова и старшего реставратора С. П. Орлова, которая отметила «относительно хорошую сохранность» здания и вместе с тем обратила внимание на необходи­ мость профилактического ремонта церкви, так как кры­ ша ее в некоторых местах стала протекать, а обшивка кое-где сгнила и выпала. Сотрудники Эрмитажа осмотрели находящиеся в церкви книги, облачения, утварь и около 200 икон, из которых значительная часть была снесена сюда из дру­ гих церквей. В числе достойных внимания они отметили следующие предметы: «оловянную тарель конца XVII ве­ ка, серебряный крестик-тельник XVII века, серебря­ ные с позолотой потир, лжицу и дискос XVIII века», ико­ ны XVII века — «Зосима и Савватий», «Святой Афана­ сий в житии», «Петр и Павел в житии», «Неопалимая купина» и др. «Книги, находящиеся в алтаре и на хо­ рах, — писали сотрудники Эрмитажа, — в большинстве своем относятся к XVIII—XIX вв., лишь одна-две кни­ ги — XVII века». Более 20 икон, сложенных в кладовой (в северной галерее), оказались подмоченными и почти не сохранив­ шими изображений. От проникавшей в здание сырости пострадала и живопись иконостаса. «Красочный слой всех без исключения икон, — отмечали специалисты Эр­ митажа, — шелушится и местами осыпается». Древняя икона «Собор богоматери» для расчистки и сохранения первоначальной живописи была отправлена в Художест­ венно-реставрационные мастерские Эрмитажа 45. 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz