Ушаков, И. Ф. Памятник русского деревянного зодчества XVII века - Успенская церковь в селе Варзуге / И. Ф. Ушаков ; Мурм. обл. отд-ние Всерос. о-ва охраны памятников истории и культуры. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 47, [1] с. : ил.

Незаурядный талант, отличное знание строительного дела, безупречный вкус, тонкое художественное чутье позволили Клименту блестяще решить эту задачу. Он со­ здал произведение классическое — непревзойденный об­ разец одноглавой шатровой дер л і я н н о й церкви, здание, сочетавшее в себе изящество, функциональную целесо­ образность, идейную направленность и долговечность. С необыкновенной легкостью, стремительно взметнулось оно ввысь, стройное, чистое, какое-то одухотворенное, немного напоминающее зажженную свечу, стоящую в светильнике. Не случайно вид ее производил неотразимое впечат­ ление на всех, кто знакомился с этим памятником старины. Деревянные церкви на Севере никогда не несли на себе колоколов. Каждый приход имел свою отдельную от храма звонницу. Колокольня Успенского прихода была сооружена одновременно с церковью и простояла без переделок до 1896 года. Ее можно видеть на фотографии конца XIX века. Это — шатровая постройка, «шестерик на четверике», третий ярус которой представлял открытую беседку с че­ тырьмя колоколами (двумя большими — в 19 и 20 пу­ дов и двумя малыми — в 3 пуда 16 фунтов и 4 пуда 20 фунтов). Колокольный звон играл в жизни людей немаловаж­ ную роль. Он приглашал их в церковь на молитву, со­ провождал народные празднества, придавал значимость совершаемым обрядам и отмечаемым событиям. Он выполнял и чисто житейскую службу: созывал людей на тушение пожара, предупреждал их об опасности нападения врага, оповещал о чтении царских грамот и указов, помогал найти путь к селению заблудившим­ ся в лесу. В зависимости от обстоятельств колокол мог звонить и радостно, и торжественно, и тревожно, и грустно. Ко­ локольный звон создавал определенное общественное настроение. Разносясь по окрестностям, он достигал одиноких промысловых избушек, рыбацких тонь и сено­ косов, вторгался в сложный мир чувств и мыслей чело­ века. «Звон несется по лесам, по рекам, — писал один современник, — манит, навевает печаль, всколыхивает 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz