Ушаков, И. Ф. Памятник русского деревянного зодчества XVII века - Успенская церковь в селе Варзуге / И. Ф. Ушаков ; Мурм. обл. отд-ние Всерос. о-ва охраны памятников истории и культуры. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 47, [1] с. : ил.

ло прежний интерьер церкви с интерьером жилой избы и соответствовало эстетическим вкусам народа — было вытравлено в процессе позднейших переделок» 41. Несмотря на это, Успенская церковь, сохранившая свой первоначальный костяк, не утратила главного до­ стоинства — художественной цельности, стройности, простоты и монументальности. Не случайно знатоки севернорусского зодчества — после всех переделок •— считают ее лучшей деревянной постройкой среди одноглавых шатровых церквей Русско­ го Севера. Так, И. В. Евдокимов в своей монографии «Север в истории русского искусства» (1920 г.) писал: «Среди всех замечательных сооружений северного зодче­ ства такие церкви, как Климентовская в посаде Уна Ар­ хангельского уезда * и Успенская в Варзуге Кольского уезда, являются в буквальном смысле потрясающими, до того прекрасны их покойные, дивно-стройные и ка­ кие-то певучие облики»42. Такую же высокую оценку Успенской церкви («иде­ ально красива... необычайно конструктивна») дал в 1912 году инженер А. А. Каретников 43. Действительно, сравнивая Успенскую церковь с дру­ гими аналогичными постройками, убеждаешься, что она является вершиной в развитии одноглавой шатровой формы. Автором этого превосходного творения по праву мо­ жет считаться русский народ. В самом деле, все основные элементы и конструктив­ ные приемы, использованные Климентом, были уже соз­ даны многовековой практикой его предшественников: крещатое построение главного объема (центральный столп с четырьмя прирубами), висячая трехсторонняя галерея, ярусно-бочечное покрытие прирубов, теремко- вый пояс по восьмерику, прием постановки «восьмерик на четверике», повальное расширение восьмерика, стре­ ловидный «верх» — шатер, шейные «воротнички», лемех и т. п. Строитель Успенской церкви должен был отыскать в богатой сокровищнице народного опыта наилучшие ар­ хитектурные формы и приемы и воплотить их в новом, более совершенном варианте постройки. * Сгорела в 1892 году. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz