Ушаков, И. Ф. Памятник русского деревянного зодчества XVII века - Успенская церковь в селе Варзуге / И. Ф. Ушаков ; Мурм. обл. отд-ние Всерос. о-ва охраны памятников истории и культуры. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 47, [1] с. : ил.

Иконостас являлся важнейшим средством эмоцио­ нального воздействия на посетителей церкви. Он должен был «приводить душу к ощущению святости и небесно­ го величия», формировать у людей религиозные пред­ ставления, воспитывать почтительное отношение к хра­ му и ко всему, что в нем совершается. Поэтому иконостас стремились сделать пышным, кра­ сочным, впечатляющим. К изготовлению его привлека­ лись обычно крупные мастера церковной живописи и резьбы по дереву. Иконостас Успенской церкви представляет из себя выдающееся произведение искусства. Согласно надписи на доске, прикрепленной у входа в алтарь, он был освя­ щен 9 августа 1677 года, то есть спустя три года после окончания строительства церкви. Кто трудился над созданием иконостаса — сведений не сохранилось. Скорее всего, это были известные в то время мастера Антониево-Сийского монастыря, имевшего в Варзуге свое подворье и хозяйственные службы (рыб­ ные ловли, мельницу и покосы) 36. Участие соловецких мастеров маловероятно (монастырь после длительной осады в 1676 году подвергся разгрому правительствен­ ных войск). В иконостасе Успенской церкви 84 иконы, большинст­ во из которых старого письма. (По-видимому, часть икон была взята из прежней церкви, а прочие писались по з а ­ казу варзужан во время строительства новой.) По предположению специалистов, первоначально иконостас, за исключением «царских врат», не имел резных украшений. Иконы стояли на простых полках — «тяблах». Их расположение определялось издавна сло­ жившимися правилами устройства иконостасов. Иконостас, по учению христианских богословов, да ­ вал верующим «видимое изображение домостроительст­ ва божия», а также наглядную картину всеобщей исто­ рии от «сотворения мира» до «праведного суда». Каждый из четырех ярусов иконостаса Успенской церкви имел свое символическое значение. Нижний ряд, так называемый «местный чин», содер­ жал иконы, особо чтимые прихожанами данной церкви. Здесь были помещены следующие изображения: слева от царских врат — икона Смоленской божьей матери, на пономарских вратах (сверху вниз) — Лоно Авраамово, 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz