Ушаков, И. Ф. Памятник русского деревянного зодчества XVII века - Успенская церковь в селе Варзуге / И. Ф. Ушаков ; Мурм. обл. отд-ние Всерос. о-ва охраны памятников истории и культуры. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 47, [1] с. : ил.
Иконостас являлся важнейшим средством эмоцио нального воздействия на посетителей церкви. Он должен был «приводить душу к ощущению святости и небесно го величия», формировать у людей религиозные пред ставления, воспитывать почтительное отношение к хра му и ко всему, что в нем совершается. Поэтому иконостас стремились сделать пышным, кра сочным, впечатляющим. К изготовлению его привлека лись обычно крупные мастера церковной живописи и резьбы по дереву. Иконостас Успенской церкви представляет из себя выдающееся произведение искусства. Согласно надписи на доске, прикрепленной у входа в алтарь, он был освя щен 9 августа 1677 года, то есть спустя три года после окончания строительства церкви. Кто трудился над созданием иконостаса — сведений не сохранилось. Скорее всего, это были известные в то время мастера Антониево-Сийского монастыря, имевшего в Варзуге свое подворье и хозяйственные службы (рыб ные ловли, мельницу и покосы) 36. Участие соловецких мастеров маловероятно (монастырь после длительной осады в 1676 году подвергся разгрому правительствен ных войск). В иконостасе Успенской церкви 84 иконы, большинст во из которых старого письма. (По-видимому, часть икон была взята из прежней церкви, а прочие писались по з а казу варзужан во время строительства новой.) По предположению специалистов, первоначально иконостас, за исключением «царских врат», не имел резных украшений. Иконы стояли на простых полках — «тяблах». Их расположение определялось издавна сло жившимися правилами устройства иконостасов. Иконостас, по учению христианских богословов, да вал верующим «видимое изображение домостроительст ва божия», а также наглядную картину всеобщей исто рии от «сотворения мира» до «праведного суда». Каждый из четырех ярусов иконостаса Успенской церкви имел свое символическое значение. Нижний ряд, так называемый «местный чин», содер жал иконы, особо чтимые прихожанами данной церкви. Здесь были помещены следующие изображения: слева от царских врат — икона Смоленской божьей матери, на пономарских вратах (сверху вниз) — Лоно Авраамово, 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz