Ушаков, И. Ф. Памятник русского деревянного зодчества XVII века - Успенская церковь в селе Варзуге / И. Ф. Ушаков ; Мурм. обл. отд-ние Всерос. о-ва охраны памятников истории и культуры. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 47, [1] с. : ил.

верующих селение, лишившееся «храма божьего», вы­ глядело «сиротливо». Если церковь сгорала или становилась очень ветхой, крестьяне старались возвести новую, которая была бы не хуже прежней. Местное духовенство в таких случаях вы­ ступало в роли советчика, а решения принимались на крестьянском сходе. «Мир», в соответствии со своими финансовыми возможностями и эстетическими вкусами, определял общий вид и размеры будущей церкви, при­ мерную стоимость ее строительства и отчислял из кол­ лективных доходов (уловов семги в «заборах» и на «по- ездовании») определенную часть на заготовку матери­ алов и наем строителей. Возводить здание церкви приглашали специалиста, способного решать сложные конструктивные задачи. По договору с крестьянами мастер, взявшийся за пост­ ройку храма, имел в рамках данного ему задания свободу творческой деятельности — мог рубить здание так, как ему подсказывало чувство соразмерности и красоты33. Успенская церковь в селе Варзуге, несомненно, явля­ ется творением большого мастера. Издали она кажется удивительно стройной, торжественной, монументальной. Силуэт ее как бы органически сливается с окружающей местностью. Обращает на себя внимание исключительно удачная пропорциональность всех ее частей и элемен­ тов. С близкого расстояния она выглядит величествен­ ной и нарядной. Посмотрим, какими средстами все это достигается. Скульптурно здание церкви членится на основной объем, состоящий из центрального столпа-четверика и примыкающих к нему четырех прирубов, и на верх­ нюю, малообъемную часть, в которую входят восьме­ рик, шатер, шейка и главка с крестом*. Стройность здания достигается, прежде всего, соблю­ дением пропорций «золотого сечения» и умело скомпоно­ ванным ступенчатым (трехъярусным) переходом от ос­ новного объема к шатру. Золотым сечением называет­ ся деление размера в такой пропорции, при которой * Ч е т в е р и к — четырехстенный сруб; в о с ь м е р и к — вось­ мистенный сруб. Ш а т е р — пирамидальный верх церкви. Ш е й ­ к а — основание, на котором покоится купол церкви, барабан, не имеющий световых проемов. Г л а в к а — купол церкви в виде лу­ ковицы. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz