Ушаков, И. Ф. Памятник русского деревянного зодчества XVII века - Успенская церковь в селе Варзуге / И. Ф. Ушаков ; Мурм. обл. отд-ние Всерос. о-ва охраны памятников истории и культуры. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 47, [1] с. : ил.
вания не промыслом, а работой по специальности. По описи, они не самостоятельные хозяева, а подсоседни- ки — люди, живущие на чужом дворе: «Подсоседник Сысойко Фомин сын, плотник... Васька Федоров сын, строитель... у него же подсоседник Родька Тимофеев сын, строитель...». Один из живущих ремеслом в год оконча ния строительства Успенской церкви переехал в селение Кузомень: «Митька Федоров сын, плотник... поселился вновь со 182 (1674) году»32. Как знать, может быть, это и есть те люди, которые вместе с Климентом строили Успенскую церковь? Иногда высказывается мнение, будто древние ма стера возводили храм «не богу», а ради «земной кра соты», как произведение искусства*. В подобного рода высказываниях сквозит непонима ние духовного мира средневекового человека. Масте ра того времени — люди глубоко религиозные — стро или церковь «во славу божию», вкладывали в работу все свое вдохновение, талант и творческую фантазию. Строители стремились сделать церковь такой, чтобы она влекла к себе взоры людей. Они смело вводили но вые формы и размеры, своеобразное декоративное уб ранство, ни на минуту, однако, не забывая о культовом (богослужебном) назначении постройки, и потому стро го соблюдали религиозную символику и все то, что бы ло обязательно для церковного здания (расположение алтаря, иконостаса и т. д.). Древние мастера одновременно творили и богу и людям. Создавая церкви, они надеялись заслужить милость от бога и признательность людей. Церковь, как высотная постройка, доминировала над селением, собирала его воедино, создавала впечатление целостности и завершенности, придавала селению более горделивый вид, известную величавость. В восприятии * Поэт Всеволод Рождественский вкладывает в уста строителя Кижского храма такие слова: «Не богу, а людям трудился я впрок. Сдержав заповедное слово, И ведаю — вновь уж никто бы не мог Воздвигнуть здесь чуда такого! Как песня, как сказка, сей храм не умрет, До внуков дойдет, как преданье, А рублена церковь, чтоб вечно народ Хранил красоты достоянье!» (Аленушка. М., 1971, стр. 94). 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz