Ушаков, И. Ф. Памятник русского деревянного зодчества XVII века - Успенская церковь в селе Варзуге / И. Ф. Ушаков ; Мурм. обл. отд-ние Всерос. о-ва охраны памятников истории и культуры. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 47, [1] с. : ил.

форме и наличии галерей. Но и шатер и галереи Успен­ ской церкви не являются подражанием коломенским. По своему устройству они совершенно иные. К тому же шат­ ровый верх не был принадлежностью только московско­ го зодчества. Он распространен по всему Русскому Се­ веру, и, если уж говорить о заимствовании, легче было взять для подражания наиболее удачные образцы дере­ вянных шатровых церквей в Поморье (например, Воз­ несенскую церковь в селе Пияле близ Онеги), которые действительно могли послужить прототипом для Успен­ ской церкви. В Поморье имелось много своих умельцев- строителей, которые лучше, чем московские мастера, знали вкусы крестьян-заказчиков. И незачем было при­ глашать в далекое, почти безвестное село столичных зодчих. Разве для них не существовало другой, более важной работы в Москве и ее окрестностях? Но, может быть, мастеров прислали из Москвы по распоряжению высшей духовной власти — ведь та часть села, где стояла Успенская церковь, являлась вотчиной Патриаршего дома? Нет, этому противоречит проводившаяся в то время высшим духовенством политика искоренения шатрового стиля из практики церковного строительства. Патриарх Никон предписывал: «Церковь строить по правилам святых апостол и святых отец, чтобы была о пяти вер­ хах, а не шатром»27. Пятиглавие насаждалось сверху и после Никона. Если бы варзужскую церковь сооружа­ ли московские зодчие, они, конечно, не стали бы строить ее шатровой. Другое дело — местные мастера. Живя вдали от ду­ ховного начальства (центр епархии до 1682 года нахо­ дился р Новгороде), они могли даже и не знать о распо­ ряжениях патриаршей власти. В XVII веке в России не существовало профессио­ нальных школ по подготовке архитекторов. Мастерст­ во передавалось, так сказать, из рук в руки: от отца к сыну, от мастера к ученику. Народные умельцы руби­ ли церкви в привычных, традиционных формах, «своим умыслом», варьируя их в зависимости от окружающей местности и желания заказчиков 28. Большое идейное влияние на жителей Варзуги оказы­ вали соловецкие монахи. Незадолго до постройки Успен­ ской церкви «варзужскую службу» от Соловецкого мо­ 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz