Ушаков, И. Ф. Памятник русского деревянного зодчества XVII века - Успенская церковь в селе Варзуге / И. Ф. Ушаков ; Мурм. обл. отд-ние Всерос. о-ва охраны памятников истории и культуры. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 47, [1] с. : ил.

Не случайно существовало присловье: «От Холмогор до Колы — тридцать три Николы». Молитвы, обращенные к апостолам Петру и Павлу — ученикам Иисуса Христа, по мнению поморов, способст­ вовали успеху промыслов и торговли. Церковь в правобережной части села посвящалась Успению (то есть кончине, смерти) божьей матери, «не­ порочной девы» Марии. Богородица была очень популярна в народе как з а ­ ступница людей перед господом богом. Считали, что она, как мать, сострадала их горестям и несчастьям, просила у сына своего Иисуса Христа милосердия и прощения для кающихся грешников. По молитвам людей богородица будто бы даровала душевный покой, исцеление от неду­ гов и скорбей. На Руси имелось немало величественных соборов во славу богородицы (Успенский собор в городе Владими­ ре, Успенский собор в московском Кремле и др.) Из 12 главнейших («двунадесятых») христианских праздников 4 посвящались богородице: рождество бого­ родицы, введение ее во храм, благовещенье (получение вести о непорочном зачатии сыном божиим) и успение. Успение божьей матери отмечалось 15 августа (по старому стилю). Празднику предшествовал двухнедель­ ный пост, во время которого верующие не имели права потреблять скоромную пищу. Все три упомянутые выше церкви считались кресть­ янскими. «Волость» (сельская община) выделяла на со­ держание каждой из них по 4 лука, подати с которых уплачивались всем «миром»24. Прихожане сами пригла­ шали в свою церковь попа и дьячка, заботились о ремон­ те и обеспечении церкви всем необходимым. Существовал обычай, по которому выручка от рыбы, пойманной в «за­ боре» в храмовый день (годовой праздник), шла на нуж­ ды церкви. В более поздних описях села Варзуги отмечены еще две церкви — Афанасьевская и Зосимо-Савватьевская. Они, по-видимому, были не крестьянскими (последняя, вероятно, принадлежала Соловецкому монастырю), так как не состояли на крестьянском обеспечении и не имели причта (штата служителей культа). Неизвестно, что случилось с Успенской церковью, упомянутой в описи 1563 года, — то ли она сильно обвет­ 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz