Ушаков, И. Ф. Памятник русского деревянного зодчества XVII века - Успенская церковь в селе Варзуге / И. Ф. Ушаков ; Мурм. обл. отд-ние Всерос. о-ва охраны памятников истории и культуры. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 47, [1] с. : ил.
Не случайно существовало присловье: «От Холмогор до Колы — тридцать три Николы». Молитвы, обращенные к апостолам Петру и Павлу — ученикам Иисуса Христа, по мнению поморов, способст вовали успеху промыслов и торговли. Церковь в правобережной части села посвящалась Успению (то есть кончине, смерти) божьей матери, «не порочной девы» Марии. Богородица была очень популярна в народе как з а ступница людей перед господом богом. Считали, что она, как мать, сострадала их горестям и несчастьям, просила у сына своего Иисуса Христа милосердия и прощения для кающихся грешников. По молитвам людей богородица будто бы даровала душевный покой, исцеление от неду гов и скорбей. На Руси имелось немало величественных соборов во славу богородицы (Успенский собор в городе Владими ре, Успенский собор в московском Кремле и др.) Из 12 главнейших («двунадесятых») христианских праздников 4 посвящались богородице: рождество бого родицы, введение ее во храм, благовещенье (получение вести о непорочном зачатии сыном божиим) и успение. Успение божьей матери отмечалось 15 августа (по старому стилю). Празднику предшествовал двухнедель ный пост, во время которого верующие не имели права потреблять скоромную пищу. Все три упомянутые выше церкви считались кресть янскими. «Волость» (сельская община) выделяла на со держание каждой из них по 4 лука, подати с которых уплачивались всем «миром»24. Прихожане сами пригла шали в свою церковь попа и дьячка, заботились о ремон те и обеспечении церкви всем необходимым. Существовал обычай, по которому выручка от рыбы, пойманной в «за боре» в храмовый день (годовой праздник), шла на нуж ды церкви. В более поздних описях села Варзуги отмечены еще две церкви — Афанасьевская и Зосимо-Савватьевская. Они, по-видимому, были не крестьянскими (последняя, вероятно, принадлежала Соловецкому монастырю), так как не состояли на крестьянском обеспечении и не имели причта (штата служителей культа). Неизвестно, что случилось с Успенской церковью, упомянутой в описи 1563 года, — то ли она сильно обвет 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz