Ушаков, И. Ф. Памятник русского деревянного зодчества XVII века - Успенская церковь в селе Варзуге / И. Ф. Ушаков ; Мурм. обл. отд-ние Всерос. о-ва охраны памятников истории и культуры. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 47, [1] с. : ил.

ли), а тесом. В окна вставлялась прозрачная слюда, а не пленка бычьего пузыря. Крыльцо, наличники окон, при- челины своих изб, а также домашние вещи (прялки, де­ ревянную посуду и прочее) они любили украшать худо­ жественной резьбой. Дома строились по-новгородски, в два этажа. Нижний, нежилой этаж (подклет) использо­ вался для хозяйственных надобностей (как кладовые, сараи, мастерские). В верхнем этаже, помимо избы, около половины пространства которой занимали печь и кухня, нередко имелись еще чистая неотапливаемая комната — горница, в которой жили и принимали гостей в теплое время года, и клеть — помещение для хозяйственных р а ­ бот и хранения припасов. Примером крестьянского домостроения может служить двор зажиточного варзужанина Козьмы Ивановича Юкшеева, отданный «вкладом» Соловецкому монастырю (1581 год): «...Во дворе хором: изба на змосте с комна­ тою, да клеть на подклете, да сени, да сенник на дву хлевах, да мыльня, да по другую сторону ворот горенка на подклете, да сени, да клеть на подклете, да на улици против двора анбар, да на Яме, где лодьи приставают, анбар, да огородец за двором капустник»21. По описи 1563 года в Варзуге было три церкви: на ле ­ вом берегу реки, в большей части села, одна — Николы- чудотворца и другая во имя апостолов Петра и Павла, а третья — на противоположном берегу — Успения пре­ чистой богородицы. По названию приходских церквей левобережная часть села именовалась Никольской стороной, а правобереж­ н а я— Пречистенской. Опись 1563 года показывает, что до постройки ныне стоящей Успенской церкви в Варзуге имелась другая, одноименная церковь, которая тоже бы­ ла с «верхом» (шатром) 22. Названия варзужских церквей соответствовали рели­ гиозным представлениям поморского населения. Святой Никола считался покровителем мореходов. К нему обращались с молитвой во время штормов и бед­ ствий на море. Посетивший Кольский полуостров в 1653 году французский врач Ламартиньер отмечал, что местные жители почитают святого Николая и говорят, что он им «брат» и соотечественник (россиянин)23. О рас­ пространении культа Николы свидетельствует множест­ во церквей, построенных в Поморье в честь «чудотворца». 17 ----------------------------- Мурман:;;ая оботства*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz