Ушаков, И. Ф. Памятник русского деревянного зодчества XVII века - Успенская церковь в селе Варзуге / И. Ф. Ушаков ; Мурм. обл. отд-ние Всерос. о-ва охраны памятников истории и культуры. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 47, [1] с. : ил.

Христианство как официальную религию приняли на Руси в 988 году. Христианская мораль была выгодна гос­ подствующему классу. Она учила народ смирению, тер­ пению, покорности, всякую власть провозглашала данной «от бога». В течение столетий православная церковь и государ­ ственный аппарат внедряли в умы русских людей христи­ анское вероучение и добились того, что оно стало основой их мировоззрения. В середине XVII века церковь на Руси находилась в зените своего могущества. Патриарх Никон осмелился даже утверждать, что глава церкви выше главы государ­ ства. В Соборном Уложении царя Алексея Михайлови­ ч а — своего рода конституции России XVII века—первая из 967 статей гласила: если кто «возложит хулу на Гос­ пода Бога», или на «пречистую Владычицу нашу Богоро­ дицу», или на крест, или на святых угодников, — «того богохульника обличив казнити, сжечь». За непристой­ ное поведение в церкви во время богослужения повеле- валось виновного бить кнутом на торгу в присутствии народа І9. Именно XVII век дал огромное количество разнооб­ разных культовых построек — часовен, колоколен, церк­ вей и целых комплексов церковных зданий. Храм был потребностью религиозного человека. В нем крестили новорожденных, венчали вступающих в брак, отпевали умерших. Здесь собирались на праздничную службу, произносили молитвы, причащались, исповедова­ лись, чтобы через «святые таинства» получить от бога благодать. Инициатива строительства храмов часто исходила не от какого-либо начальства, а от самих верующих. Храм, согласно христианскому вероучению, — место «особого присутствия божия», место общения человека с небесными силами. Поэтому рубить церковь поручалось далеко не всякому плотнику. Для этого отбирались люди «негреховного» поведения, «единобрачные, а не двоежен­ цы» 20. Поморы почти сплошь хорошо владели топором. Они сами ставили себе избы, хозяйственные постройки, «забо­ ры», изготовляли мореходные и промысловые суда. Ж и ­ лище и дворовые постройки рубились просторные, высо­ кие. Крылись они не соломой (хлеба варзужане не сея­ 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz