Ушаков, И. Ф. Памятник русского деревянного зодчества XVII века - Успенская церковь в селе Варзуге / И. Ф. Ушаков ; Мурм. обл. отд-ние Всерос. о-ва охраны памятников истории и культуры. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 47, [1] с. : ил.

так и в других реках края. Большое значение приобрел также «торосовый» промысел —• бой тюленей на льдах, приносимых морскими течениями и ветрами к юго-восточ­ ному побережью Кольского полуострова. Предприимчивые поморы не ограничивались промыс­ лом вблизи селений. Они снаряжали суда и искали скоп­ ления морского зверя и рыбы вдоль побережий Ледови­ того океана. Одними из первых варзужане приступили к лову трес­ ки на Мурманском (ныне Баренцевом) море. Житель Варзуги Онцифор Кулик в 1547 году имел на Мурмане свое «угодье» (промысловый стан) 1. Варзужские богатеи (Иван Кобелев, Юшко Горлов и другие) вели крупную торговлю на Двине и в Москве. Торговая и предпринимательская деятельность тре­ бовала знания грамоты — умения вести записи, произво­ дить математические расчеты, заключать сделки и т. п. Поэтому среди жителей Варзуги было сравнительно мно­ го грамотных людей. В документах XVI века то и дело встречаются такие фразы: «писал Васька Титов сын, варзужанин» (8 июля 1557 года), вкладную грамоту «пи­ сал Коземка Иванов сын Юкшеев, варзужанин, на свое згодье своею рукою» (20 декабря 1581 года), «запись писал Паня Петров сын, варзужанин» (5 декабря 1570 года) и так д а л е е 8. У поморов существовала хорошая семейная традиция: грамотный отец считал своим долгом иметь хотя бы од­ ного грамотного сына. Школ, как специальных заведений, в поморских селе­ ниях не было. Детей обучали грамоте домашним спосо­ бом: родители сообща или в одиночку нанимали учителя, который и вел занятия с детьми в обыкновенной избе. Среди поморов встречались любители чтения, перепис­ чики книг и даже сочинители, которые составляли «со- борники» (сборники произведений на разные темы) по вкусу заказчика. Иногда «соборник» достигал 500—600 листов и представлял собой целую домашнюю библио­ теку в миниатюре. В Успенской церкви в свое время хранился «Собор­ ник», написанный неким Андроником в период царство­ вания Бориса Годунова (1598—1605 гг.). В нем 285 ли­ стов. Помимо 24 канонов (праздничных церковных пес­ нопений), в «Соборник» включено 36 литературных про­ 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz