Ушаков, И. Ф. Памятник русского деревянного зодчества XVII века - Успенская церковь в селе Варзуге / И. Ф. Ушаков ; Мурм. обл. отд-ние Всерос. о-ва охраны памятников истории и культуры. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 47, [1] с. : ил.
так и в других реках края. Большое значение приобрел также «торосовый» промысел —• бой тюленей на льдах, приносимых морскими течениями и ветрами к юго-восточ ному побережью Кольского полуострова. Предприимчивые поморы не ограничивались промыс лом вблизи селений. Они снаряжали суда и искали скоп ления морского зверя и рыбы вдоль побережий Ледови того океана. Одними из первых варзужане приступили к лову трес ки на Мурманском (ныне Баренцевом) море. Житель Варзуги Онцифор Кулик в 1547 году имел на Мурмане свое «угодье» (промысловый стан) 1. Варзужские богатеи (Иван Кобелев, Юшко Горлов и другие) вели крупную торговлю на Двине и в Москве. Торговая и предпринимательская деятельность тре бовала знания грамоты — умения вести записи, произво дить математические расчеты, заключать сделки и т. п. Поэтому среди жителей Варзуги было сравнительно мно го грамотных людей. В документах XVI века то и дело встречаются такие фразы: «писал Васька Титов сын, варзужанин» (8 июля 1557 года), вкладную грамоту «пи сал Коземка Иванов сын Юкшеев, варзужанин, на свое згодье своею рукою» (20 декабря 1581 года), «запись писал Паня Петров сын, варзужанин» (5 декабря 1570 года) и так д а л е е 8. У поморов существовала хорошая семейная традиция: грамотный отец считал своим долгом иметь хотя бы од ного грамотного сына. Школ, как специальных заведений, в поморских селе ниях не было. Детей обучали грамоте домашним спосо бом: родители сообща или в одиночку нанимали учителя, который и вел занятия с детьми в обыкновенной избе. Среди поморов встречались любители чтения, перепис чики книг и даже сочинители, которые составляли «со- борники» (сборники произведений на разные темы) по вкусу заказчика. Иногда «соборник» достигал 500—600 листов и представлял собой целую домашнюю библио теку в миниатюре. В Успенской церкви в свое время хранился «Собор ник», написанный неким Андроником в период царство вания Бориса Годунова (1598—1605 гг.). В нем 285 ли стов. Помимо 24 канонов (праздничных церковных пес нопений), в «Соборник» включено 36 литературных про 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz