Ушаков И. Ф. Топонимы Кольского края : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (37,1 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ 4 МАРТА 1969 г. 6 КРАЕВЕДЕНИЕ ГЩ Ш Ш іЦ І т ш і ш ■ — * У р ж і ТОПОНИМЫ И ЛЕГЕНДЫ КОЛЬСКОГО Ш Е Й (Окончание. Начало в Л? <?J. 4. ПОГОСТ БОРИСА И ГЛЕБА В «Книге Большому Чертежу» (1627 г.) на карте Лапландии отмечено саамское селение: «С левые стороны реки Паза, от моря 20 верст, погост Бориса и Глеба». Согласно «Росписи лопарским погостам» 1623——1624 годов в нем чис­ лилось 10 налогоплательщиков — лопа­ рей «русской веры», основным заняти­ ем которых являлся лов семги. При­ водится пояснение: «А на тое Паз реки стоит храм святых страстотерпец Бо­ риса и Глеба, Печенгского монастыря, поставление строителя Трифона». Сам погост в «Росписи» именуется Пазрец- ким, но название местности прошло че­ рез века и ныне широко известно в связи с постройкой здесь Борисоглеб­ ской гидроэлектростанции. Борис и Глеб — младшие сыновья киевского князя Владимира Святосла­ вича, крестителя Руси. В 1015 году, по­ сле смерти отца, они были убиты стар­ шим братом Святополком Окаянным. Как повествует сказание о их гибели, Борис и Глеб пожертвовали собой, что­ бы избавить Русь «от усобныя рати» (от крововой войны). Церковь объявила их «страстотерпцами» (слово «страсти» Означало «мучения») и причислила к ли­ ку «святых». Бориса и Глеба весьма чтили в народе как провозвестников миролюбия и братства. 3 честь первых русских святых Три­ фон и поставил небольшую церковь на левобережье реки Паз, где жили крещенные им лопари. Известно вре­ мя ее сооружения. Кольский мещанин Шабунин в 1886 году сообщил, что при церкви сохранился православный крест с надписью: «Крест сей сооружен... в лето 7073 (1565 от рождества Христо­ ва) года, месяца июня, 4 дня, а святил церковь сию игумен Илларион при на­ чальнике Трифоне». В 1826 году при размежевании запо­ лярных владений между Россией и Швецией значительная территория в низовьях ГІаз-реки отошла к Норвегии, входившей тогда в состав Шведского королевства. Пазрецкие лопари лиши­ лись пастбищ для оленей и весьма со­ жалели о случившемся. Они не могли представить себе, как можно добро­ вольно отдать соседям около 800 квад­ ратны* верст земли, оставив России только кусочек местности возле церк­ ви Бориса и Глеба. Местные жители были убеждены в том, что производив­ ший демаркацию границы подполков­ ник Галямин был подкуплен шведскими властями — получил за уступку участка к западу от реки Ворьемы мешочек зо­ лота. Согласно легендам, бытовавшим на Мурмане, шведский подарок не при­ нес счастья Галямину. Исследователь Кольского Севера А. Г. Слезскинский, будучи в погосте возле церкви Бориса и Глеба в 1896 году, записал легенду о том, как иноземцы обманули корыст­ ного Галямина: «Под верхним слоем зо­ лота оказались обыкновенные медные монеты. Предатель пришел в бешенст­ во и тут же повесился... Я от многих слышал этот рассказ, — замечает Слез­ скинский, — и каждый рассказчик в конце непременно добавлял: «Туда ему и дорога, Иуде!» С реальным Галяминым ничего подоб­ ного не произошло. Получение взятки не было доказано. Выполнив поручение правительства по разграничению е Нор­ вегией ради «доброго соседства», он вернулся в Петербург, получил чин пол­ ковника. Кольского исправника Постни­ кова, руководившего постановкой по­ Граничных знаков, Николай I наградил бриллиантовым перстнем. S 1870 году рядом с обветшавшей старинной церковью Бориса и Глеба заложили новый храм. Осенью 188| года эту местность посетил служащий министерства иностранных дел Д. ty Syxapoe. Ему предстала следующая к а ^ тина. Лопарский погост состоял й і одиннадцати разбросанных в беспоряДѴ ке избушек, а поблизости — «на краг сивом, отлогом левом берегу реки fla'# зы... из чащи берез возвышаются ку* пола и волоченые кресты новой, осве^ щенной в 1874 году, церкви. Красота архитектуры и блеск позолоты внутри этого самого северного в мире прав&^ Славного храма плохо гармонируют 3 приниженным, убогим видом пазрецкиХ лопарей, с их тяжелым существований ем и жалкими жилищами». В конце XIX века этот «отдаленный но очень оригинальный уголок Росг сии» стал местом туризма и спортивт ного лова семги. Для «господ русских и иностранных туристов» Товарищество Архангельско-Мурманского пароход­ ства построило возле церкви Бориса и Глеба гостиницу — обширный деревян­ ный дом с пятью по-европейски меб­ лированными номерами, обширной столовой и холлом, дающими «полные удобства для отдыха». Когда посетите­ ли погоста спрашивали лопарей, как им тут живется, те вспоминали об утрате угодий и рассказывали легенду о том, как иуда Галямин продал их землю хитрым шведам. 5. КОЛЬСКИЙ ХОЛМ Некоторые саамские легенды о при­ родных объектах соответствовали их дохристианским верованиям. Так, гео­ графу Н. В. Кудрявцеву в 1881 году са­ амы показывали в Хибинах места скоп­ ления огромных камней и объясняли, что это поле сражения мифических ги­ гантов «шишей», тени которых будто бы бродят в ущельях и лесах. Но бы­ ли и такие легенды, которые напоми­ нали исторические предания. В 1887 году зоологу А. Л. Ященко удалось записать на Имандре от мест­ ных саамов следующий рассказ: «В один из своих набегов подошли шведы к Коле. Пришли ночью и расположи­ лись у города. Чтобы обезопасить себя &т ветра и нападения, они положили каждый по камню и по шапке земли, и на ровном поле образовался боль­ шой холм». h o -видимому, речь идет о длитель­ ной осаде города — захватчики хотели обезопасить себя от вылазок колян и бместе с тем создать защиту от ветра Й}и іимней вьюги. В истории Колы й£вестна одна продолжительная осада (более месяца) •— зимой 1589— 1590 го ­ Да, во время которой шведский отряд Кавпия сделал насыпь, чтобы былб удобно вести обстрел осажденных. Захватчики пришли из Каянской зем­ ли (на восточном побережье Ботниче­ ского валива). 30 ноября 1589 года они разорили Печенгский монастырь, от* дохнули и двинулись грабить Колу. Со­ ловецкий летописец Петр Ловушка £ нападении «каянских немцев» сообща­ ет: «И стояли в Печенге десять дней, и ис Печенги пришли в Колу... за два дни дО Рождества Христова и к остро* гу приступали» (укрепление Штурмова­ ли). Следовательно, шведы явились под стены Кольского острога 23 декабря 1589 года. Взять город приступом от­ ряду Каапия не удалось. Дальше собы­ тия развертывались так: «Ис Кольского острога осадные люди на выласках не­ мецких людей побили 60 человек, а живых в острог взяли 30 человек. А достальные немцы Туломою рекою в свою землю побежали того же 98 го ­ ду» (счет — «от сотворения мира»: 7098 г.). Помимо соловецкой летописи имеет­ ся другой полноценный источник све­ дений о поражении шведов под Коль­ ским острогом — жалованная грамота царя Федора Ивановича 8 апреля 1590 года. В ней названы руководители обо­ роны: волостной староста Вешнячко Кузьмин и крестьяне Васюк Олексеея и Трофимко Торопов. Коляне, «уведаз приход» иноземцев, «дворы посадские сами пожгли», чтобы захватчикам не было жилья и всяких припасов, при этом сгорели государев гостиный двор, амбары, суда, все постройки Печенгско­ го монастыря (в частности, бывший строгановский даор на Нижнем посаде «до приходу свейских воинских немец сожгли сами» коляне). Далее в жало­ ванной грамоте говорится: «И они... с немецкими людьми билися, и многих людей немецких побили, и воеводку... немецкого Кавпия взяли». Предводите­ ля шведского отряде отправили в М о ­ скву. За героическую оборону города пра­ вительство на три года освободило ко ­ лян от всех податей и предоставило большие льготы в торговле. * * ♦ У саамов бытовало множество легенд и сказаний. Далеко не все они запи­ саны. Нет целостного издания преданий. *>то дело будущих исследователей куль­ туры саамского народа. Известный ей* риратель устных саамских произведений Владимир Владимирович ЧарнолускиЙ писал: «У саамов выработался с$оео$> разный взгляд на свое прошлое. Конеч'-* но, это фольклор, а не история. Й все І+се сведения эти интересны...» От себя добавлю: они достойны научного изуче­ ния и с исторической точки зрения. д На с таринных гравюрах панорамА Колы и К а н д а л а к ш и .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz