Ушаков И. Ф. Топонимы Кольского края : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (37,1 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ 4 МАРТА 1969 г. 6 КРАЕВЕДЕНИЕ ГЩ Ш Ш іЦ І т ш і ш ■ — * У р ж і ТОПОНИМЫ И ЛЕГЕНДЫ КОЛЬСКОГО Ш Е Й (Окончание. Начало в Л? <?J. 4. ПОГОСТ БОРИСА И ГЛЕБА В «Книге Большому Чертежу» (1627 г.) на карте Лапландии отмечено саамское селение: «С левые стороны реки Паза, от моря 20 верст, погост Бориса и Глеба». Согласно «Росписи лопарским погостам» 1623——1624 годов в нем чис лилось 10 налогоплательщиков — лопа рей «русской веры», основным заняти ем которых являлся лов семги. При водится пояснение: «А на тое Паз реки стоит храм святых страстотерпец Бо риса и Глеба, Печенгского монастыря, поставление строителя Трифона». Сам погост в «Росписи» именуется Пазрец- ким, но название местности прошло че рез века и ныне широко известно в связи с постройкой здесь Борисоглеб ской гидроэлектростанции. Борис и Глеб — младшие сыновья киевского князя Владимира Святосла вича, крестителя Руси. В 1015 году, по сле смерти отца, они были убиты стар шим братом Святополком Окаянным. Как повествует сказание о их гибели, Борис и Глеб пожертвовали собой, что бы избавить Русь «от усобныя рати» (от крововой войны). Церковь объявила их «страстотерпцами» (слово «страсти» Означало «мучения») и причислила к ли ку «святых». Бориса и Глеба весьма чтили в народе как провозвестников миролюбия и братства. 3 честь первых русских святых Три фон и поставил небольшую церковь на левобережье реки Паз, где жили крещенные им лопари. Известно вре мя ее сооружения. Кольский мещанин Шабунин в 1886 году сообщил, что при церкви сохранился православный крест с надписью: «Крест сей сооружен... в лето 7073 (1565 от рождества Христо ва) года, месяца июня, 4 дня, а святил церковь сию игумен Илларион при на чальнике Трифоне». В 1826 году при размежевании запо лярных владений между Россией и Швецией значительная территория в низовьях ГІаз-реки отошла к Норвегии, входившей тогда в состав Шведского королевства. Пазрецкие лопари лиши лись пастбищ для оленей и весьма со жалели о случившемся. Они не могли представить себе, как можно добро вольно отдать соседям около 800 квад ратны* верст земли, оставив России только кусочек местности возле церк ви Бориса и Глеба. Местные жители были убеждены в том, что производив ший демаркацию границы подполков ник Галямин был подкуплен шведскими властями — получил за уступку участка к западу от реки Ворьемы мешочек зо лота. Согласно легендам, бытовавшим на Мурмане, шведский подарок не при нес счастья Галямину. Исследователь Кольского Севера А. Г. Слезскинский, будучи в погосте возле церкви Бориса и Глеба в 1896 году, записал легенду о том, как иноземцы обманули корыст ного Галямина: «Под верхним слоем зо лота оказались обыкновенные медные монеты. Предатель пришел в бешенст во и тут же повесился... Я от многих слышал этот рассказ, — замечает Слез скинский, — и каждый рассказчик в конце непременно добавлял: «Туда ему и дорога, Иуде!» С реальным Галяминым ничего подоб ного не произошло. Получение взятки не было доказано. Выполнив поручение правительства по разграничению е Нор вегией ради «доброго соседства», он вернулся в Петербург, получил чин пол ковника. Кольского исправника Постни кова, руководившего постановкой по Граничных знаков, Николай I наградил бриллиантовым перстнем. S 1870 году рядом с обветшавшей старинной церковью Бориса и Глеба заложили новый храм. Осенью 188| года эту местность посетил служащий министерства иностранных дел Д. ty Syxapoe. Ему предстала следующая к а ^ тина. Лопарский погост состоял й і одиннадцати разбросанных в беспоряДѴ ке избушек, а поблизости — «на краг сивом, отлогом левом берегу реки fla'# зы... из чащи берез возвышаются ку* пола и волоченые кресты новой, осве^ щенной в 1874 году, церкви. Красота архитектуры и блеск позолоты внутри этого самого северного в мире прав&^ Славного храма плохо гармонируют 3 приниженным, убогим видом пазрецкиХ лопарей, с их тяжелым существований ем и жалкими жилищами». В конце XIX века этот «отдаленный но очень оригинальный уголок Росг сии» стал местом туризма и спортивт ного лова семги. Для «господ русских и иностранных туристов» Товарищество Архангельско-Мурманского пароход ства построило возле церкви Бориса и Глеба гостиницу — обширный деревян ный дом с пятью по-европейски меб лированными номерами, обширной столовой и холлом, дающими «полные удобства для отдыха». Когда посетите ли погоста спрашивали лопарей, как им тут живется, те вспоминали об утрате угодий и рассказывали легенду о том, как иуда Галямин продал их землю хитрым шведам. 5. КОЛЬСКИЙ ХОЛМ Некоторые саамские легенды о при родных объектах соответствовали их дохристианским верованиям. Так, гео графу Н. В. Кудрявцеву в 1881 году са амы показывали в Хибинах места скоп ления огромных камней и объясняли, что это поле сражения мифических ги гантов «шишей», тени которых будто бы бродят в ущельях и лесах. Но бы ли и такие легенды, которые напоми нали исторические предания. В 1887 году зоологу А. Л. Ященко удалось записать на Имандре от мест ных саамов следующий рассказ: «В один из своих набегов подошли шведы к Коле. Пришли ночью и расположи лись у города. Чтобы обезопасить себя &т ветра и нападения, они положили каждый по камню и по шапке земли, и на ровном поле образовался боль шой холм». h o -видимому, речь идет о длитель ной осаде города — захватчики хотели обезопасить себя от вылазок колян и бместе с тем создать защиту от ветра Й}и іимней вьюги. В истории Колы й£вестна одна продолжительная осада (более месяца) •— зимой 1589— 1590 го Да, во время которой шведский отряд Кавпия сделал насыпь, чтобы былб удобно вести обстрел осажденных. Захватчики пришли из Каянской зем ли (на восточном побережье Ботниче ского валива). 30 ноября 1589 года они разорили Печенгский монастырь, от* дохнули и двинулись грабить Колу. Со ловецкий летописец Петр Ловушка £ нападении «каянских немцев» сообща ет: «И стояли в Печенге десять дней, и ис Печенги пришли в Колу... за два дни дО Рождества Христова и к остро* гу приступали» (укрепление Штурмова ли). Следовательно, шведы явились под стены Кольского острога 23 декабря 1589 года. Взять город приступом от ряду Каапия не удалось. Дальше собы тия развертывались так: «Ис Кольского острога осадные люди на выласках не мецких людей побили 60 человек, а живых в острог взяли 30 человек. А достальные немцы Туломою рекою в свою землю побежали того же 98 го ду» (счет — «от сотворения мира»: 7098 г.). Помимо соловецкой летописи имеет ся другой полноценный источник све дений о поражении шведов под Коль ским острогом — жалованная грамота царя Федора Ивановича 8 апреля 1590 года. В ней названы руководители обо роны: волостной староста Вешнячко Кузьмин и крестьяне Васюк Олексеея и Трофимко Торопов. Коляне, «уведаз приход» иноземцев, «дворы посадские сами пожгли», чтобы захватчикам не было жилья и всяких припасов, при этом сгорели государев гостиный двор, амбары, суда, все постройки Печенгско го монастыря (в частности, бывший строгановский даор на Нижнем посаде «до приходу свейских воинских немец сожгли сами» коляне). Далее в жало ванной грамоте говорится: «И они... с немецкими людьми билися, и многих людей немецких побили, и воеводку... немецкого Кавпия взяли». Предводите ля шведского отряде отправили в М о скву. За героическую оборону города пра вительство на три года освободило ко лян от всех податей и предоставило большие льготы в торговле. * * ♦ У саамов бытовало множество легенд и сказаний. Далеко не все они запи саны. Нет целостного издания преданий. *>то дело будущих исследователей куль туры саамского народа. Известный ей* риратель устных саамских произведений Владимир Владимирович ЧарнолускиЙ писал: «У саамов выработался с$оео$> разный взгляд на свое прошлое. Конеч'-* но, это фольклор, а не история. Й все І+се сведения эти интересны...» От себя добавлю: они достойны научного изуче ния и с исторической точки зрения. д На с таринных гравюрах панорамА Колы и К а н д а л а к ш и .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz